Четверг, 25.04.2024, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [120]
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15)
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Демокрит. В Милете

 

 

Начало поэмы

http://nerlin.ru/publ....-0-9511

 

Предыдущая глава

http://nerlin.ru/publ....-0-9516

 

                          36

Эос коснулась рукой небосвода,

Солнцу легко открывая врата,

Взор на неё обратила природа —

Неповторимой была красота!

Кормчий обвёл всех внимательным взглядом

И добродушно промолвил юнцу:

«Располагайся-ка, юноша, рядом,

Быть молчаливым тебе не к лицу!»

 

                          37

Сел Демокрит рядом с кормчим от скуки,

Тот поделился дубовой скамьёй,

«В небе видны розоперстые руки —

Мальчик промолвил, любуясь зарёй. — 

Вышли мы в море открытое снова,

Ныне готов повести разговор:

Как я сбежал из-под отчего крова,

Смело презрев старших братьев надзор.

 

                          38

Я отказался тогда от наследства,

Не соблазнясь ни землёй, ни скотом,

Лишь согласился на некие средства,

Чтоб не жалеть об отказе потом.

Так я отправился в дальние дали,

Чтобы узнать многих знаний секрет,

Вот ты и встретил меня на причале

С малым количеством медных монет…»

 

                          39

«Многие знания — тяжкое горе —

С ними почувствуешь зависть и месть,

Будешь с любыми властями в раздоре,

Чтоб не терять перед глупостью честь.

Ты молчаливый, и это прекрасно!

Так постарайся набраться ума,

Чтоб выражаться весомо и ясно,

Как это делают в текстах письма!

 

                          40

Помни, враги есть у каждой науки —

Знают философы глупости гнёт,

Терпят порой небывалые  муки,

Но продвигают ученье вперёд.»

«Я не привержен ни к пенью, ни к лире,

Более прост у меня интерес:

Хочется знать все науки о мире,

Многие тайны есть в лоне Небес.

 

                          41

Что из чего состоит — непонятно,

Крепок гранит, только глина мягка,

Разница в свойствах вещей мне занятна,

Тянется всё перетрогать рука!»

«Хочешь проникнуть в строение тела,

Людям открыть Олимпийцев секрет,

И возмечтал о познании смело

Многим учениям мира во вред?»

 

                          42

«Кажется, кормчий, великие боги

Нас не допустят к секретам таким,

Кои собьют Человека с дороги —

Нас ограничат сознаньем людским.»

«Ты подожди! — Кормчий вымолвил строго. —

Острые скалы торчат из воды!

Коль ошибусь я в движенье немного,

То не уйти нам от страшной беды!

 

                          43

Трудно справляться с большими волнами,

Спорить с Бореем всегда тяжело!

Скоро появится пристань пред нами…» —

Кормчий умолкнул, держась за весло.

Плавно галера причалила к брегу,

Спущены были на землю мостки,

Кони везли за телегой телегу,

Чтобы рабы погрузили тюки.

 

                          44

А Демокрит наблюдал за работой —

Помощь его здесь была не нужна,

Тщетно подросток боролся с зевотой,

Чтоб отрешиться от сладости сна.

Думал юнец: «Попрощаться бы надо,

И, наконец, заплатить за проезд,

Вижу я стены огромного града,

Кои сияют, как белый асбест.»

 

                          45

Он отошёл в тень ветвистой оливы,

Чтобы развязать свой мешочек монет,

Кормчему он заявил горделиво:

«Я не без денег приехал в Милет!

И расплатиться готов я с тобою,

Ты же позволил приплыть мне сюда!»

Тот отвечал:  «Не страдаю алчбою,

В деньгах юнца — небольшая нужда.

 

                          46

Я от оболов не стану богаче,

Смело себе оставляй их, юнец!

Пусть же монетки послужат удаче,

Лавром вплетутся в победный венец!

Мне интереснее было бы снова

На корабле через дюжину лет

Встретить тебя, но заметно иного,

И обошедшего весь белый свет!

 

                          47

Здесь открывай в просвещенье дорогу,

Знанья — хороший подарок уму!

Помни, когда обращаешься к богу,

Делать всё надо тебе самому.

Тут целый век почитают Фалеса,

Знанья его  для потомков важны,

В этом себя не лишай интереса,

Есть много тайн у Карийской страны.

 

                          48

Храмов здесь множество, город немалый —

Больше него, молвят, лишь Вавилон,

Знаю о нём, ведь моряк я бывалый,

В помощь тебе мудрый бог Аполлон!

И не противься подсказкам небесным,

Выберет путь твой дальнейший судьба,

Только с собой будь в деяниях честным,

Помни, что враг для тебя — похвальба!»

 

                          49

Тут поклонился юнец мореходу,

В город поспешно направил стопы

Жажде различных познаний в угоду,

Мимо торговцев и шумной толпы.

Солнце ушло ниже стен белоснежных,

Северный ветер гулял у ворот,

Думал юнец о приютах ночлежных,

Зная, что здесь добродушный народ.

 

                          50

«В храме жрецы не откажут в ночлеге,

Может быть, там и накормят меня.

Только мечтать не придётся о неге,

Слуги великих богов — не родня!»

Путник решил посетить Афродиту,

В храме её представляясь жрецу,

Тот произнёс: «Очень рад абдериту,

Здесь предоставят ночлег беглецу!»

 

                          51

Юноша выполнил там омовенье,

Трапеза стала подарком ему,

Старец сказал: «Я не жду откровенья —

Только молчать надоест самому…»

«Просто молчать — я способен и дома,

Уровень знаний повысить бы мне!

Невыносимою стала истома,

Лености тяжесть ползёт по спине.

 

                          52

Мне бы пройти по следам Пифагора,

(Жаль, не оставил наш гений труды!),

А у других мудрецов — много вздора,

Затхлостью пахнут учений плоды.»

«Не осуждай наших предков напрасно,

Сам лишь вчера упорхнул из гнезда!

Людям не всё в этом мире подвластно,

Мыслят разумно они не всегда…

 

                          53

Мир переменчив, как ветры Эола,

Каждый по-своему видит его:

Первый взирает лишь с уровня пола,

Смотрит второй, как с горы — божество.

Первого мысли затопчут ногами

Те, кто придут на замену поздней,

Только второй будет признан богами —

Мысли его станут прочих ценней.

 

                          54

Есть в нашей жизни секретов завеса,

Всем заглянуть за неё не дано,

Только уму и талантам Фалеса

Было свершить этот акт суждено.»

«Слышал я это красивое имя —

Тихо вступил в разговор Демокрит, —

Он почитался совместно с другими,

Коих ещё я поставил на вид.

 

                          55

Жаль, мне известно о нём очень мало,

Как и о городе, где он рождён…»

Жрец улыбнулся подростку устало:

«Слушай сказанья столетних времён:

Город наш древний, он старше Сидона —

Ныне ему больше тысячи лет,

Здесь на разбитой колонне — колонна,

А основатель — критянин Милет.

 

                          56

Миноса внук стал тогда апатридом —

Юношу выгнал завистливый дед,

Зная, что мальчик зачат был Зевсидом,

Царь убоялся от этого бед...

Правда ли, нет, но Милет был в изгнанье

И основал на холме городок,

Увековечил он имя в названье,

Длинной стеной опоясав чертог.

 

                          57

Город с годами разросся заметно,

Эллины в нём стали править пото́м,

Сопротивлялись карийцы, но тщетно —

Выгнали их и мечом, и кнутом.

Здесь развивались искусство с наукой,

Были построены пристань и флот,

Дружба с Сидоном нам стала порукой,

Чем возгордился милетский  народ.

 

                          58

Гордости много добавил Милету

Славный философ Эллады — Фале́с.

Жизнью своей он напомнил комету,

Ярко блеснув на лазури небес.

Многие мысли его были новы,

Часть из которых в секрете пока,

Кто-нибудь снимет с них тайны покровы,

Если в себе их не спрячут века.»

 

                          59

«Жрец, расскажи мне, откуда же знанья

Черпал философ, любимец страны?»

«Здесь сохранились о нём вспоминанья,

Только они неполны и скромны:

Нам о Фалесе немного известно —

Он не любил говорить о себе,

И не хвалился ничем повсеместно —

Тайны храня в многолетней судьбе.

 

                          60

Прожил философ немалые годы,

Долгие странствия видимы в них:

Он познавал города и народы,

К знаньям стремясь, как к невесте — жених.»

«Я заплачу за своё пребыванье,

Чтоб прикоснуться к великим трудам,

Если доступно наук основанье,

Кое собрал он по всем городам.»

 

                          61

«Нет ничего ныне в письменном виде —

Персы всё взяли во время войны!

Это найти можно только в Персиде,

Если шедевры Фалеса нужны!

Так что, дерзай, покоряя высоты,

Не отступай, абдерит, от мечты!

Страсть к философии пуще охоты —

Мысли учёных людей непросты!»…

 

 

                 Глоссарий к главе:

   Абдери́т, абдери́ты — жители древнего г. Абдеры во Фракии, по  слухам — простаки.

   Аполло́н — грозный и могучий олимпийский бог, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон — покровитель поэзии, музыки и других искусств, бог прорицания и хранитель стад скота. Он отличался необыкновенной красотой.

   Апатри́д (от лат. Apatris) или лицо без гражданства — физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства, «гражданин мира».

   Асбе́ст (греч. — негасимый, неразрушимый) или горный лён — собирательное название ряда тонковолокнистых минералов из класса силикатов. В природе наблюдаются  разные окраски асбеста: ярко белый, серый, бурый, красноватый, жёлтый. синеватый и почти черный;

   Афроди́та —  богиня красоты и любви, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов.

   Вавило́н —  знаменитый богатый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы.

   Демокри́т (ок. 460 до н.э. — 370 до н.э.) — греческий философ, также известный, как  «смеющийся философ», потому что он всегда был веселым и любил видеть комическую сторону жизнь. Имя Демокрит означает «избранный народ». 

   Зевси́д,  Зевси́ды — дети и потомки  царя  богов Зевса. Здесь это бог Аполлон.

   Миле́т — критянин, сын Аполлона и Акаллы, дочери критского царя Миноса. Юная Акалла заберемела от Аполлона. В страхе перед своим отцом Акалла спрятала младенца в лесу, где его воспитали пастухи. Отличавшегося красотой Милета любили люди. Минос подозревал Милета в заговоре против него с целью захватить царство, но, убоясь Аполлона, позволил себе только угрожать Милету,  а тот счел за лучшее бежать в Карию, где и дал свое имя основанному им городу. Карийская царевна Эйдофея родила Милету сына Кавна и дочь Библиду.

   Миле́т — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр. Среди всех полисов Ионии Геродот особо выделял Милет, называя его «жемчужиной Ионии». Милет имел стратегическое и торговое значение, это был город-порт, тут развивалось кораблестроение. В древнем Милете процветала наука и философия, здесь жил древнегреческий философ Фалес.

   Перси́да,  Персидская держава или держава Ахемени́дов — первая Персидская империя, которая оказала огромное влияние на историю Древнего мира.

   Пе́рсия — латинизированное название исторической области Фарс, «Парсуаш» (древнегреч. «Персида») в южном Иране, на берегу Персидского залива. В этой местности жили племена, создавшие империю Ахеменидов.

   Сидо́н — древний финикийский город,  расположенный на побережье Средиземного моря.

   Фале́с — один из первых греческих философов. Он создал школу в городе Милете, откуда и взяли начало многие европейские науки. Фалес, как мудрец,  имел большой авторитет в древнем мире. Он считается одним из первых математиков Древней Греции.

   Эо́л — повелитель ветров и богов ветра, ответственный за северный, южный, западный и восточный ветры. Живет в своем дворце на летающем острове.

   Э́ос — прекрасная розовоперстая богиня утренней зари, сестра Гелиоса-Солнца и Селены-Луны.

 

              Продолжение поэмы  http://nerlin.ru/publ....-0-9539

 

 

 

 

 

 

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (02.07.2021) | Автор: Алексей Сальниковъ W
Просмотров: 494 | Комментарии: 2 | Теги: Минос, жрец, Эос, Зевсид, Эол | Рейтинг: 4.9/8
Всего комментариев: 2
1
2 salnikoffaleksei15   [Материал]
Благодарю Вас за отзыв!
Александр Македонский тоже охотился за книгами, собирал их
в свою библиотеку. А те властители, чей интеллектуал был на низком уровне,
избавлялись от них, сжигая на кострах или разбивая (глиняные таблички).
Благодаря такой серости многие знания ныне утеряны.

1 Шариков0015   [Материал]
Труд серьёзный, уважуха! Я тут уловил, что персы всю библиотеку выкрали... Ну это как у нас, славян, тоже всю историю скрали. Едишь-ты, и Пётр приказывал книги жечь. А библиотека Иоанна Грозного?! Говорят, что там был подлинник Корана... Нифига себе!
Нам нужны такие Демокриты! up

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024