Суббота, 18.05.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [120]
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15)
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
АннаЧу
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Платон. Выбор пути

 

Начало поэмы  http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_rannie_gody/330-1-0-9373#comments

 

                          16

Шёл разговор меж юнцом и Сократом

О созиданье, войне и судьбе.

Был Аристокл удивлён результатом,

Что ничего он не знал о себе.

Внявши суждениям гения слова,

Понял, что пьесы в руке тяжелы.

Тот говорил: «Вот вердикт пожилого —

Светлые мысли — быстрее стрелы.

 

                          17

Верю, они и нужны, и полезны,

Если их выразить точно в словах,

Чтоб не исчезли в беспамятстве бездны,

Коя обширна в иных головах.

Хочешь писать, так пиши без стесненья,

Если стило́ держишь твёрдо в руках.

Может быть, станут твои сочиненья

Людям известны в грядущих веках!»

 

                          18

Но Аристокл вдруг ответил на это:

«Пьесы мои для глупцов хороши,

В них нет к великим богам пиетета,

Так как писал я их все без души.»

«Ты очень юн, славный сын Аристона,

В пьесах бывают и правда, и ложь,

Надо уму доверять неуклонно,

Чтобы твой труд оказался хорош! —

 

                          19

Мудрый Сократ улыбнулся эфебу. —

Я говорю об учёных трудах,

Тех, что угодны и людям, и Небу,

Если писатель с собою в ладах…

Пробуй понять неизбежность познанья,

Станешь тогда ты учителем сам,

И прекратится средь мыслей блужданье,

Веры не будет чужим голосам.

 

                          20

Правильно мыслить — учить неуместно,

Если студент не желает того,

Но, коль занятье ему интересно,

То он добьётся в ученье всего.

Друг, агитировать я не намерен,

Знанья не всем в этом мире нужны,

Можешь отринуть их, коль не уверен,

Что для тебя эти речи важны!»

 

                          21

«Это удача — беседа с тобою!

Ты — просветитель для тёмной толпы!

Я не хочу долго спорить с судьбою,

Как это делают те, кто слепы!

Взять я готов на широкие плечи

Бремя ученья в свои двадцать лет!

Станут теперь все услады далече,

Думами будет чертог мой согрет!»

 

                          22

«Вот и прекрасно! — Ответил мыслитель. —

Если даруешь работу уму.

Только философ — душевный целитель

Должен быть ясен себе самому!

В нашем сознании — вся Ойкумена
С множеством ярких и тёмных планет,

В нём вместе с Солнцем блистает Селена

И размышления в виде комет.

 

                          23

Здесь разговаривать будет неловко,

Я предлагаю беседу в саду,

Там не кричат ни купец, ни торговка,

И на кострах не готовят еду.

Станет беседовать легче и проще,

Где не тревожат ни пыль, ни жара…»

И пошагали мыслители к роще,

Коя была на прохладу щедра.

 

                          24

А на зелёной красивой поляне

Ждали Сократа друзья на траве,

Часто стремились сюда афиняне,

Будучи с юными в близком родстве.

Им Аристокла представил мыслитель:

«Вот ваш собрат, он красив и силён.»

Юноша скромно промолвил: «Учитель,

Часто меня называют Платон.»

 

                          25

«Правильно молвят: фигура атлета,

Мощные плечи — уступы скалы,

Длани, как руки титана Япета! —

Молвил мудрец, не скрывая хвалы. —

Пусть Аристокл станет нашим Платоном,

Славя успехами свой псевдоним.

Будет сверкать это имя цирконом,

Быстро, надеюсь, он свыкнется с ним!»


                          26

Возобновились о жизни беседы,

Юношам сыпал вопросы Сократ,

Только не слушали их непоседы,

Каждый с Платоном общаться был рад:

Знаньем хотели блеснуть пред гигантом —

Дело такое присуще юнцам!

Вдруг новичок не владеет талантом?

Нет средь учащихся места глупцам!

 

                          27

Но безуспешными были нападки —

Многое знал к ним пришедший Платон,

Быстро он всех «положил на лопатки»,

Даже Сократ был ответом сражён:

«Крепкое тело и разум пытливый —

Вот что должно быть богатства важней!

Можно сказать, что уже он счастливый,

Если не видел подводных камней!»

 

                          28

Вечером сжёг Аристокл все творенья,

Глядя на пламень, промолвил поэт:

«Эти записки достойны презренья —

В них никакой философии нет!

Рано писать мне любовные драмы,

Я не пылал в сладострастном огне.

Пусть пишут те, кто глупы и упрямы,

Я же найду то, что надобно мне!»

 

                          29

Вскоре, созвав всех друзей на пирушку,

Он объявил, что теперь он — Платон,

Что писанину спалил, как игрушку,

Ибо теперь он другим увлечён:

«Этот наш пир будет самым последним,

Где принимаю участие я,

Ввек не вернусь к стихотворческим бредням,

Будет в познании сила моя!

 

                          30

Я отрекаюсь от прежних деяний,

Жизнь человека идеей ценна!

Портит его бесконечность желаний,

Коих бывает, как в бочке без дна.

Знайте, друзья, нет разумней занятья,

Чем философии высший предел,

Так что теперь распрощаемся, братья,

В нашем общении будет пробел.

 

                          31

Я откажусь от спортивной карьеры —

Будет без этого мыслям простор,

Есть для меня и другие примеры —

Знаю, что школу создал Пифагор,

Но изумлён я речами Сократа,

Ибо мудрец в диалогах велик,

А за познание истины плата

Только одна — я его ученик.»

 

                          32

Переглянулись друзья меж собою:
«Ты же силён, и тебе равных нет!

Но прекратишь заниматься борьбою,

Чтоб перенять от философа бред?

Разве словами откроешь ворота

Или идеей настигнешь врага?

Мыслью, Платон, не достичь укорота,

Не обратить супостата в бега!»

 

                          33

«Глупо, друзья, отрекаться от дела,

К коему стала стремиться душа!

Разве не ей подчиняется тело

Зрелого мужа, юнца, малыша?

С нею сдружиться — особое благо!

Этому учит великий Сократ —

Он знает больше жреца или мага,

Нет пред мыслителем запертых врат!

 

                          34

Только идея — всей жизни основа,

Мир без неё, словно пир без вина!

Часто бывает достаточно слова,

Чтоб прекратилась большая война!»

Так Аристокл попрощался с друзьями:

«Всем я желаю ума и добра!

Будьте достойными счастья мужьями!

Мне ж отправляться к Сократу пора…»

 

                 Глоссарий:

 

   Аристо́кл (др.-греч.: буквально, «наилучшая слава»), это, по свидетельству современников — настоящее, данное родителями имя известного философа Платона. Прозвище «Платон» (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», философу дал его учитель борьбы, за крепкое телосложение юноши.

   Аристо́н — отец греческого философа Платона, первоначально названного Аристоклом.

   Ойкуме́на — обитаемый мир, Вселенная.

   Пифаго́р — Пифагор Самосский ( лат. Pythagoras,  570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, поэт,  математик и мистик, создатель  философской  школы пифагорейцев. Мать Пифагора  происходила  из  знатного  рода Анкея, основателя греческой  колонии  на Самосе. Рождение сына ей  предсказала Пифия  в Дельфах,  потому  Пифагор и получил  своё  имя,  которое  значит: «тот, о ком объявила Пифия». 

   Плато́н — наиболее известное второе имя Аристокла, (род. между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же). Платон («широкий», широкоплечий) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

   Селе́на — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос, проезжающая по небу на колеснице, которую влекут неторопливые крылатые белые быки.

   Сокра́т – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Сократ пытался постичь устройство природы, мира и человека.

   Стило́  (от др.-греч. — столб, писчая трость) — инструмент для письма в древние времена. Название этого инструмента вызвало появление понятия «стиль».

   Студе́нт (от лат. «старающийся») — человек, усердно занимающийся учебой.

   Эфе́б — в древнегреческом обществе — юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина( в Афинах — 18) лет, становясь членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса.

   Япе́т — могучий титан, сын Геи и Урана, отец Атланта, Прометея, Эпиметея и Менетия. 

 

Продолжение поэмы

http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_urok_ot_zhenshhiny/330-1-0-9377

 

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (06.04.2021) | Автор: Алексей Сальников W
Просмотров: 496 | Комментарии: 15 | Теги: Япет, Ойкумена, стило, сократ, пифагор, Селена | Рейтинг: 4.9/8
Всего комментариев: 15
1
2 salnikoffaleksei15   [Материал]
На реплики критиков Платон отвечал коротко:
Кто масло подливает в пламень ссор,
Тот вместо славы обретёт позор.

3 kosmik2   [Материал]
Ха! У вас какое-то мление происходит от древнегреческих идей. Истина-то, дороже!  biggrin  
Позор в наше время утратил своё значение (возьмите Навального). Да и слава тоже (возьмите Бузову или Собчачку)!   biggrin  
Платон явно устарел. Полезен, разве что, лишь для развития.

1
4 salnikoffaleksei15   [Материал]
Не мление, а вдохновение, любезный мой! Именно оттуда, из древней Эллады, вышла вся европейская литература! А кто такие Бузова, Навальный, Березовский, Ходорковский, Старовойтова, Журавлёва и прочая и прочая пыль? Слава тускнеет, деньги уплывают, женская красота чахнет, а культура древних греков жива!

Мифыантичных рапсодов, певцов и поэтов –
«Это не сказки рабов!» — так сказал Эпикур.
Мы познаём Древний мир, как начало рассвета
Цивилизаций и лоно различных культур.
Были века – времена  для подъёма сознанья,
Силы души, укрепления тел у людей,
Ими законов природы родной пониманье,
Мир, где совместно живут с ними бог и злодей.

1
5 Бесов   [Материал]
Европейская культура говорите? Вышли из эллинов говорите? И что из этого вышло? Разлагаются теперь в конец. Фашисты! Разложенцы! Скоро они поплатятся. Их огонь небесный сожжёт!
Лучше бы вы родной культурой занимались!  biggrin

1
6 salnikoffaleksei15   [Материал]
Господин Бесов!
А Вы, случаем, ничего не попутали? Вы не пробовали пробежаться глазами по Библии?
Если нет, то зря! Это же целая большая книга про уголовные дела, начиная с детей первых людей! Их потомки до сих пор ведут себя так же!

1
7 Бесов   [Материал]
Я опускаю глаза на ваш юношеский максимализм, заносчивость и невоспитанность. На вопрос вы ответили недостойно и не по теме вопроса.Вопрос состоял в чем? Почему так привержены к писаниям на тему голубой эллинской культуры? Почему не выбрали тему родной славянской культуры? Коя неизмеримо богаче, интереснее и почти совершенно не изучена? Какое благодатное поле

для ваших литературных изысканий!Наши славянские предки в виде этрусской ветки пришли в Древнюю Грецию еще когда эллины на деревьях сидели и апельсины жрали вместе с кожурой, научили их правильно жить и поставили на ноги, обучили ремеслам и наукам. А вы так млеете перед греками, что аж тошно становится, и вызывает некоторые подозрения.Может быть объясните в чем состоит ваша такая приверженность к древним эллинам? Ну чтобы люди чего лишнего не подумали? Сами ведь сказали, Платон почему-то сторонился женщин. Что бы это значило?

2
8 salnikoffaleksei15   [Материал]
Ах, Бесов, Бесов! А ничего, что критик, который сам не может подобное написать, указывает мне на то, что и о чём должен автор писать? А Вы попробуйте написать что-нибудь о временах до прихода Рюрика в Новгород! Вас православная религия поддержит! Сам патриарх презентует Вам свои часики! 
   Но вернёмся к Платону. Что он говорил про таких, как Вы?

Только рьяный пустослов
Говорить всегда готов.

1
9 Бесов   [Материал]
Потроллить графомана всегда не зазорно!  biggrin  
А значит по существу вам никак не получается говорить? Сразу оскорбления?
Как желаете!
У меня получше вашего в миллион раз есть написанного. Но предъявлять вам ничего не собираюсь. Не та величина ваша, чтобы вам чего-то доказывать.
У вас ни свежей рифмы, ни новых мыслей, ничего вообще интересного. Одна замшелая графомания.   biggrin  Все эти дела уже давно кем-то описаны. Лучше у другого кого-нибудь почитать, кому если интересно, про голубых мужиков...

1
10 Бесов   [Материал]

Цитата
А Вы попробуйте написать что-нибудь о временах до прихода Рюрика в Новгород!

Вот и попробовали бы! Тогда было бы интересно!   biggrin

2
11 salnikoffaleksei15   [Материал]
Уважаемый Бесов!
Не мучайте себя прочтением графомании, в которой - ни слова о голубых. Я так понимаю, что гении здесь только критикуют, но не публикуют шедевры, так как в них спрятаны свежие рифмы, не известный доселе ритм строк, а смысл - не бывает голубей.
Прощайте, ПОЭТ!

1
12 Бесов   [Материал]
Ха-ха! Да любого автора здесь взять - лучше вашего окажется!  lol

2
13 Пятачок   [Материал]
Не обязательно "рьяный пустослов". "Пьяный пустослов" тоже в рифму.  ah

0
14 Бесов   [Материал]
Ну да. Я бухой. Чего страшного-то?  Не ругаюсь, не буяню    fear

0
15 АняЧу   [Материал]
Бесов! Идите спать, раз признались!  meeting

1
1 Анонимно   [Материал]
Д.И. Писарев сказал: «Вся физика Платона есть чистое создание фантазии, не допускающее в слушателе и тени сомнения, не опирающаяся ни на одно свидетельство опыта, развивающееся само из себя. Платонизм есть, по сути, попытка обоснования религиозного стиля мышления, вот почему он имел такой громадный успех в эпоху падения язычества и зарождения христианства. Платон остается в сферах свободного вымысла. Не мудрено, что к его идеям примыкают многие мистики всех времен». /Антология мировой философии Том 4. М., «Мысль», 1972 С. 287 – 288/. Любопытно, что А.Лосев, русский философ прошлого века, сказал: «Советская власть держится только благодаря платоническим воззрениям русского народа», намекая на веру в коммунистическое будущее.

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024