Суббота, 18.05.2024, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [120]
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15)
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
АннаЧу
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Платон. Прочь из Афин!

Начало поэмы  

http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_rannie_gody/330-1-0-9373#comments

 

Предыдущая глава

http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_urok_ot_zhenshhiny/330-1-0-9377

 

 

 

 

                          58

Тёмная ночь заслонила Элладу,

Звёздной накидкой укрыв небосклон,

Молча философ метался по саду,

Словно нарочно нагуливал сон.

Думал Платон о нечаянной встрече

С умной, красивой, несчастной женой,

Вспомнил дословно он женские речи,

Что поразили своей глубиной.

 

                          59

Не замечал он спокойствия ночи,

Думал, волнуясь, Платон о своём:

«Жаль, что у душ неоткрытые очи,

Им недоступен Земли окоём,

Ибо живут по особым законам:

Тайные цели у каждой — свои —

Грезит иная душа Геликоном,

Ей не потребны ни власть, ни бои.

 

                          60

Значима связь меж душой и сознаньем,

Но виноват человеческий нрав —

Он озабочен своим пониманьем,

Цели душевные сильно поправ.

Можно ли душу открыть, словно двери?

Сложный вопрос, но я думаю «Да!»,

Мы же во сне бродим в этой пещере,

Видя запретное в ней иногда…»

 

                          61

Грустно смотрела на Землю Селена,

Видела в роще Платона она:

«Бродит, как будто свершилась измена,

Коя лишила несчастного сна.

Сон — это отдых, от хвори леченье,

Лёгкой души над планетой полёт,

В снах человек не узрит огорченья —

Слаще они, чем таврический мёд.

 

                          62

Только не всем чары Ги́пноса в радость —

Спит беспробудно мой Эндимион,

Горечью пахнет медовая сладость —

Встречи с мною любимый лишён…»

Ночь принялась поднимать покрывало,

Волю давая румяной заре,

Вскоре Платон, передумав немало,

Понял, что бродит уже во дворе:

 

                          63

«Надо немедля, найти мне Сократа,

Он бы развеял терзания все!

Мысленно я не достиг результата,

Хоть и бродил до утра по росе!»

Скоро изрёк он Сократу сомненья:

«Молви, учитель, насколько я прав?

Должен быть ум у души в подчиненье,

Знанья и опыт столетий вобрав?»

 

                          64

«Ты, ученик, размышляешь серьёзно —

Прямо в вопросе нашёл ты ответ!

Эта проблема для всех грандиозна,

А для тебя в этом трудностей нет!

Созданы люди руками титана,

Только душа в них — божественный дар,

Многим проведать все тайны желанно,

Манит, как пчёл вожделенный «нектар».

 

                          65

Знай, друг Платон, что бессмертны все души,

В них изначально таится добро,

Голос душевный сердечного глуше,

Только она — человека ядро.

Жаль, что архонты отринули это,

Глупо считая, что люди — рабы

Жадных до власти геронтов Совета,

И на короткой цепи у судьбы.

 

 

                          66

Только учти, это — личное мненье,

И не доказан никем постулат.

Может быть, ты дашь всему объясненье?» —

Этим закончил тираду Сократ.

«Разве архонты глупы, как бараны,

Не понимают, что в нас есть душа?»

«Знанье добра нарушает их планы,

Правят они, зло бесстыдно верша!

 

                          67

Будь с нашей властью, Платон, осторожней,

Чтоб не попасть под негласный надзор —

Спорить нельзя с головою порожней,

Старый Совет на репрессии скор!

Видишь, как топчется в красном хитоне

Тот, кто приглядывать должен за мной?

Вот он прижался спиною к колонне,

Прямо под этой высокой стеной!»

.

                          68

«Но почему ты архонтам опасен?

Ты ж — не спартанский лазутчик, не вор!»

«Старцы — герои эзоповых басен,

Я ж открываю на них людям взор

И не даю обмануться народу,

Вот демократы за это и злы!

Хочется им, чтоб я власти в угоду

Молвил о ней всюду много хвалы.»

 

                          69

«Может быть, надо уехать, мыслитель?

Есть у хороших друзей корабли!»

«Честному каждый тиран, как мучитель,

Будь это здесь или где-то вдали.

Ради чего уезжать из столицы,

Чтобы спастись от темницы сырой?

Все люди будут под слоем землицы —

Честный пейзанин, тиран и герой!

 

                          70

Нет, я до смерти останусь в Афинах,

Старому древу не страшен топор!

Патриотизма хватает в сединах,

Чтоб с демократией выдержать спор!»

«Странные мысли являешь, учитель —

Не беспокоишься ты о себе,

Будто собрался к Аиду в обитель,

Старым врагам уступая в борьбе!

 

                          71

Мы за приверженцев наших в ответе,

Если меняем их жизненный взгляд,

Ученики — повзрослевшие дети,

Напоминают подросших ягнят!»

«В жизни нельзя от всего быть свободным… —

Молвил, задумавшись, мудрый Сократ. —

Непротивленье законам природным
Часто даёт неплохой результат.

 

                          72

Пусть всё идёт, как назначено роком,

Мне уж не сбиться с дороги прямой,

Каждая жизнь ограничена сроком,

Скоро шагну я в десяток восьмой…»

…Так продолжалось ученье Платона,

Зрил ученик, что учитель стал сед,

Но мудрецу верил он неуклонно,

Думая встать на пути скорых бед.

 

                          73

Только несчастья явились нежданно:

Был в атеизме Сократ обвинён,

Будто он всем молодым неустанно

Молвил, что мир не богам подчинён,

Будто философ не стал жить с женою,

К юношам стал проявлять интерес,

Храм обходил он всегда стороною,

Им отрицался могучий Зевес.

 

                          74

Весть, что учитель был брошен в темницу,

Стала поклонникам чёрной стрелой,

Ужас тогда охватил всю столицу,

Правила власть демократии злой.

Дикая ложь надломила Платона —

Верить нельзя в справедливость суда!

Подлость прокралась под свод Парфенона,

В город входила большая беда.

 

                          75

Собраны были уже откупные —

Ученики предлагали залог,

Но у судей были цели иные —

Пойман философ был в крепкий силок.

Поторопились правители с карой —

Бунта в Афинах боялись они,

Суд был неправым над личностью старой —

Смерть присудил он без лишней возни.

 

                          76

Эта кончина сразила Платона,

Впал молодой ученик в забытьё,

Тело пылало в огне Флегетона —

Так потерял он здоровье своё.

Молвили лекари: «Ждите Таната,

Шансов на жизнь здесь практически нет,

Это Сократова смерть виновата,

Гибнет от тяжкого горя атлет…»

 

                          77

Так уж бывает, что сильного телом

К смерти приводит душевная хворь,

И для него станет тяжким уделом —

Жизнь у Аида без солнца и зорь.

Только не взял прядь волос у атлета

Грозный Танат, предвещающий смерть,

И, проболевши в течение лета,

Встал исхудавший философ на твердь!

 

                          78

С ужасом вспомнил Платон все событья:

Как и за что был отравлен Сократ,

И, повинуясь веленью наитья,

Спешно покинул божественный град...

...Вышел наутро корабль из Пирея

В необозримую синюю даль,

Молвил Платон: «Позабыть бы скорее

Город, в котором порочна мораль…»

 

Глоссарий:

 

   Аи́д — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Один из двенадцати великих богов Олимпа. Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый».

   Архо́нты (Архонт. др.-греч. — начальник, правитель, глава.) — высшие должностные лица в древнегреческих полисах. Этот титул носили высокопоставленные вельможи. В Афинах царям

   Афи́ны  — названный в честь богини Афины, богатый и мощный древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. ведущую роль в истории Эллады. В Древних Афинах сформировалась  демократия, получили классические формы поэзия, искусство театра и философия.

   Гелико́н — гора в Средней Греции, на юге Беотии. На ней обитали прекрасные музы, покровительствовавшие искусствам.

   Ги́пнос (др.-греч. «сон») — бог сна, сын Нюкты(Ночи) и Эреба (Мрака). Брат-близнец бога смерти Танатоса.

   Демокра́тия (др.греч.«народовластие» от демос  «народ» + κратос «сила») — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

   Зеве́с ( Зевс, Кронид, Кронион, Олимпиец, Громовержец) — великий бог, царь всех богов Эллады, самый сильный из детей Крона и Реи, отец великого героя Геракла. Его дворец расположен на Олимпе.

   Парфено́н (др.-греч. «дева», «чистый») — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447−438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438−431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

   Плато́н — наиболее известное второе имя Аристокла, (род. между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же). Платон («широкий», широкоплечий) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

   Селе́на — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос.

   Сокра́т – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Сократ пытался постичь устройство природы, мира и человека. Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах.

   Тана́т (Тана́тос) — бог смерти, уносящий души в Аид, брат-близнец бога сна Гипноса. Он отрезает мечом прядь волос у обречённого в знак смерти, исторгая душу.

   Флегето́н (Пирифлегето́н) — огненная река в подземном царстве Аида, впадающая в Ахерон.

   Эзо́повы басни, Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно он жил около 600 г. до н. э. Басни Эзопа сатиричны и глубокомысленны. В них с юмором описаны человеческие пороки. Басни Эзопа одновременно побуждают человека к действиям и работой над собой и порицают глупость и зло.

   Элла́да — Древняя Греция.

   Эндимио́н — знаменитый своей красотой сын царя Карии, пасший лучшие стада отца в долине горы Латмос. Его полюбила богиня луны Селена, захотела выйти за него замуж и попросила царя богов Зевса даровать Эндимиону вечную молодость, забыв попросить бессмертия для него. Зевс смог даровать юноше вечную молодость только погрузив Эндимиона в беспробудный сон. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускается в грот, нежно склоняется над спящим красавцем, и говорит ему слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, он не в силах приподнять веки и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.

 

Продолжение  http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_v_megare/330-1-0-9385

 

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (08.04.2021) | Автор: Алексей Сальников W
Просмотров: 514 | Комментарии: 2 | Теги: Эзоп, Селена, Танат, Флегетон, сократ, Эндимион | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 2
1
2 salnikoffaleksei15   [Материал]
Господин Бесов!
За 11 лет, в течение которых я пишу о тех временах, у меня ни разу не возникло желания написать что-либо из римской истории. А когда писал о Митридате, то испытывал отвращение к римским полководцам. Посмотрите на их лица! В них не увидите ни красоты, ни добра. Они даже демократию вывернули наизнанку, показав, что демократия - совсем не власть народа.
Всего Вам доброго!

1
1 Бесов   [Материал]
"Я ж открываю на них людям взорИ не даю обмануться народу,Вот демократы за это и злы!Хочется им, чтоб я власти в угодуМолвил о ней всюду много хвалы.» - А вот это мне понравилось!    up  up

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024