Суббота, 18.05.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [120]
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15)
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Платон. Академия

Начало поэмы  

http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_rannie_gody/330-1-0-9373#comments

 

Предыдущая глава 

http://nerlin.ru/publ/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/salnikov_aleksej_salnikoffaleksei15/platon_cena_doverchivosti/330-1-0-9408

 

                          167

Время текло, будто Нильские воды,

Но не терял дни впустую Платон,

Вновь он вдохнул свежий воздух свободы,

Радостно видя родной Парфенон.

Новая власть воспевала Сократа,

Для афинян был философ живой,

Стало ученье о душах крылато

Даже в обычной среде бытовой.

 

                          168

Жаждал Платон благородных деяний

После своих сиракузских проблем

И, не пугаясь пустых осмеяний,

Выкупил полностью сад Академ.

«Помнят Тесея с Еленой оливы,

Хоть и прошло много лет с той поры…

Но афиняне во всём бережливы —

Не превратили деревья в костры.

 

                           169

Скоро здесь станут способные дети

Жизнь познавать в ходе умных бесед.

Много есть тайн на прекрасной планете,

Коим пока объяснения нет!

Смысла не вижу бродить им по странам,

Если сюда пригласить мудрецов.

Я все условья создам ветеранам,

Чтобы спокойно учили юнцов.

 

                          170

И обучение будет бесплатным,

Как это делал великий Сократ,

Станет оно, несомненно, затратным,

Деньги дадут филантропы и брат.

Надо продумать процесс обученья,

Чтобы никто не страдал от него —

Правильно данный урок — не мученье,

А для способных детей — волшебство.

 

                          171

Нужно использовать труд Пифагора

(В нумерологии был он силён),

Прочих мыслителей для кругозора,

Кто был в науках своих закалён…»

Тут вдруг подумал Платон о софистах,

Злейших для юных талантов врагах:

«Фальши полно в болтунах-эгоистах,

Жар загребают в чужих очагах!

 

                          172

А для правителей ложь их — отрада,

Не озабочены с нею борьбой!

Сбились софисты в придворное стадо

И существуют при власти любой.

Выведу их я на чистую воду,

Ложь не должна быть царицей умов!

Правду являть надо смело народу,

Чтоб он софистику гнал из домов!

 

                          173

Детям давать знаний надобно много,

Лишними в жизни не станут они,

Примут занятия вид диалога,

Чтоб ученик не остался в тени.

Универсальным должно быть ученье:

Логика будет присутствовать там,

Преподаватели цифр и черченья

Станут за каждым ходить по пятам.

 

                          174

Дети обучатся звёздной науке,

Естествознанье добавлю я в план,

Курс музыкальный про дивные звуки

Будет талантливым юношам дан!

Станет гимнастика нужной основой

Крепкого тела в младые года,

Но превзойдет всё разумное слово,

Коим берутся в войне города.

 

                          175

Не обойдём стороной Гиппократа,

Знанья которого — истинный клад.

Их в прочих школах дают скуповато,

Только недугам живущий не рад.

Важно философу быть дипломатом

И словесами дойти до побед,

А не военным кровавым захватом —

Нужно без войн соблюдать пиетет.

 

                          176

… И развернулось строительство скоро

В этом слегка одичавшем саду,

Там возводилась науки опора,

Зодчие были у всех на виду.

Злато давали на славную стройку

Добрые люди великой страны,

Так все работы успешно и бойко

Были в условленный срок свершены.

 

                          177

Там средь маслин и могучих платанов

Были поставлены статуи муз,

Изображенья богов и титанов,

Кои являли скульптурный союз.

Мудрый Платон выдал зодчим награду.

Школу лелея, как чадо своё,

Имя нарёк ей по имени сада —

Звать Академией стали её.

 

                          178

Вести о ней разнеслись, словно птицы:

Полнились слухами все города,

Ехали в сад Академ колесницы,

И ходоки торопились туда.

Но принимали на курс не любого,

А проверяли желанье и ум —

Ведали ль юноши доброе слово

И не пришли ли туда наобум…

 

                          179

А доверяя особым флюидам,

Смело Платон приглашал мудрецов:

Прибыл Евдокс из далёкого Книда,

Чтоб обучить всем наукам юнцов.

Первый набор на учёбу стал бедным —

В нём было много чиновных сынков.

Этот отбор для науки был вредным —

Не было смысла учить дураков.

 

                          180

«Кажется мне, что пейзанские дети

Более умные! — думал Платон. —

Многие есть у меня на примете,

Дар не скрывает бедняцкий хитон!»

Вскоре юнцами наполнилась школа

И процветала, шлифуя умы,

Зря ей желали софисты раскола —

Свет оказался влиятельней тьмы!

 

                          181

Главной в науках была добродетель —

Детям внушала она позитив.

Этим гордился ученья радетель —

Добрый студент будет в жизни правдив:

«Кто не приемлет обмана в науке,

Тот будет добр до кончины своей,
Станут его почитать даже внуки

За прямоту в продвиженье идей!

 

                          182

Зависть и ложь, как богини, красивы,

Только недолог их век золотой,

Их обладатели часто спесивы

И не способны дружить с беднотой.

Кто будет помнить чрез два поколенья

Неких хвастливых лжецов имена?

Только запомнится их посрамленье

И перед славной Элладой вина…»

 

                          183

И потянулись учения годы,

В кои вернуться живущим нельзя,

У человека нет полной свободы,

Выбрана каждому роком стезя.

Стал выделять гениальный мыслитель

Неких студентов из первых рядов:

«В будущем каждый из них — просветитель

И созидатель научных трудов!

 

                          184

Мне ученик Аристотель — по нраву!

Мысль у него не по-детски сильна,

Верю, прославит он нашу державу,

Если пройдёт курс науки сполна.»

Шло обучение в школе нескучно,

Устно давал там уроки Платон,

И относился всегда благодушно

Даже к иным опозданиям он:

 

                          185

«Для опоздавших хорош подзатыльник,

Только ведь пользы от шлёпанья нет.

Я для сонливых придумал будильник,

Флейта для них обозначит рассвет!»

Он применил там четыре сосуда,

Соединив их один над другим,

Воздух с водой совершали в них чудо —

Флейта звучала напевом благим.

 

                          186

…Как-то спросили его ради шутки:

«Что представляет собой человек?»

«Он, как и птица в селе для побудки,

Только без перьев такой имярек!»

Был у Платона противник идейный,

Звали мужчину того — Диоген,

В амфоре жил он, как нищий ничейный,

И не желал никаких перемен.

 

                          187

Он о Платоне вещал повсеместно,

Будто философ спесив и богат,

И академик разумно и честно

Не допускал оскорбителя в сад.

Некто услышал Платона сужденье

И рассказал Диогену ответ,

Тот, предвкушая своё наслажденье,

В сад поспешил, презирая запрет.

 

                          188

Свёрток принёс он в узорчатой ткани,

Чтобы Платона поставить в тупик

И уличить оппонента в обмане,

Будто неправду вещает старик.

Он обратился к Платону с ухмылкой:

«Слышать пришлось о твоём шельмовстве,

Видимо, ты с философией пылкой

Не доверяешь своей голове?

 

                          189

Значит, «двуногий без перьев в селенье»,

Признак людей ты назвал напоказ!

Но посмотри и приди в удивленье —

Я покажу человека сейчас!»

Крикнул пришлец: «Я, за правду радея,

Всем докажу: мысль Платона — плоха!»,

И торжествующе поднял за шею

Тушку ощипанного петуха!

 

                          190

«Люди, не верьте словам пустозвона

И уложите в своей голове:

Вот человек, по решенью Платона,

Он и без перьев, и ног точно две!»

И Диоген засмеялся победно,

Гордо взирая на всех свысока:

«Спесь посбивать с пустословов невредно,

Правда моя к идеалу близка!»

 

                          191

Мудрый Платон, улыбнулся без гнева

И добродушно ответил ему:

«Что ты краснеешь как юная дева,

И теребишь на плаще бахрому?

Пи́фос твой полон смешными вестями,

Шутка такая воспринята мной,

Я уточню: человек мой с ногтями,

А у тебя он какой-то иной!

 

                          192

Я понимаю: ты хочешь успеха,

Чтоб говорили о славе твоей,

И не могу удержаться от смеха —

Ждёшь ты почёта от птичьих когтей!

Ты, Диоген, на иронию падок,

Можем её утолить петухом —

Для оппонента твой дар будет сладок,

Если зажарим и смажем стихом!»

 

                          193

Тот улыбнулся на шутку Платона,

Но их беседу нарушил гонец:

«Важную весть я принёс от Диона —

Царь Дионисий почил наконец!

Долго страдая неведомой хворью,

В царство Аида отправился он.

Вновь мудреца приглашают к подворью,

Чтоб дал наследнику знанья Платон!»

 

                          194

Крепко задумался мудрый мыслитель

И без стесненья спросил у гонца:

«Кем был взращён молодой повелитель,

Не обнаружу ль я там гордеца?»

«Нет, академик, сей отпрыск тирана

Хоть невоспитан, но явно умён,

Жизни ребёнка учила охрана,

Только вот знаний не ведает он.»

 

                          195

… Быстро собрался Платон в Сиракузы,

Отбыл с гонцом он ни свет, ни заря,

Думал, что свяжут научные узы

Мысль философскую с троном царя.

Верил учёный в такое правленье,

Где добродетельны царь и народ,

Так началось для него приключенье,

И совершился в судьбе поворот...

 

    Глоссарий:

 

   Аи́д — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Один из двенадцати великих богов Олимпа. Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый».

   Акаде́м — роща или сад близ Афин. Название дано в честь некоего афинского героя Академа, который когда-то помог братьям прекрасной Елены отыскать похищенную сестру.

   Акаде́мия — школа философов, основанная Платоном. Такое имя школа получила от наименования сада, в котором находилась, названного в честь некоего афинского героя Академа, который когда-то помог братьям прекрасной Елены отыскать похищенную сестру. В роще Академ философ Платон встречался с друзьями и учениками и здесь же в 387 г. до н. э. он основал философскую школу, получившую название «Академия».

   Афи́ны  — названный в честь богини Афины, богатый и мощный древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. ведущую роль в истории Эллады. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы поэзия, искусство театра и философия.

   Диоге́н (Диоген Синопский) это — древнегреческий философ, один из ярчайших представителей школы киников (циников). Вошел в историю, как человек с крайне неординарным мировоззрением и поведением, свободный от предрассудков, не кланяющийся ни перед кем. Иногда говорится, что он жил на улице в бочке. На самом деле Диоген жил не в бочке, а в пифосе. Это большой древнегреческий сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла. В своём учении он пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона!». Когда Платон изрек, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген принёс в Академию тушку ощипанного петуха и назвал его «платоновским человеком». 

Дио́н — молодой философ, поклонник идей Платона, племянник сицилийского царя Дионисия.

Диони́сий Старший (Дионисий I; др.-греч. Διονύσιος; 431/430—367 годы до н. э.) —тиран города Сиракузы в течение 37 лет (приблизительно с 405 по 367 год до н. э.), создатель обширной державы. Дионисий около 405 года до н. э. захватил власть в родном городе и с этого момента правил как тиран. Платон писал, что ему было около 40 лет, когда он впервые посетил двор сиракузского тирана Дионисия Старшего. Правитель казался деятельным и просвещенным, при его дворе неоднократно гостили выдающиеся современники. Платон отправился ко двору Дионисия около 385 года до н. э. К этому времени он уже написал часть своих диалогов и приобрёл известность в греческом мире. Предполагают, что и часть его диалога «Государство» уже была написана и опубликована.

Сначала Дионисий был расположен к Платону. Однако спустя некоторое время философ своими суждениями вызвал гнев тирана. Греческие историки приводят разные детали, но все повторяют рассказ, как Дионисий продал Платона в рабство.

Евдо́кс Книдский (в части источников: Эвдокс, лат. Eudoxus; ок 408 год до н. э. — ок. 355 год до н. э.) — древнегреческий математик, механик и астроном. Занимался также врачеванием, философией и музыкой; был известен как оратор и законовед.

Книд — колония лакедемонян на Триопийском мысе (др.-греч. Τριόπιον, ныне — мыс Девебойну Книдского полуострова (ныне — полуостров Решадие в Карии, построенная частью в Малой Азии, частью на соединённом с сушей дамбами острове, с двумя гаванями, одна из которых предназначалась для военных, другая — для купеческих судов. Крупный торговый город, центр культа Афродиты.

Елена (Елена Спартанская, Елена Троянская) — прекраснейшая из женщин Ойкумены, как гласила молва. Она была дочерью Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея.  В подростковом возрасте была похищена героем Тесеем, решившим вырастить себе из девочки жену, но вскоре была освобождена своими братьями с помощью афинянина Академа.

    Нильские воды, Нил — река в Африке, одна из двух величайших по протяжённости рек в мире. Название «Нил» происходит от греческого наименования реки: «Нейлос» или  «Нилос». Известен мутной жёлтой водой.

   Парфено́н (др.-греч. «дева», «чистый») — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447−438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438−431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

   Пифаго́р — Пифагор Самосский ( лат. Pythagoras,  570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, поэт,  математик и мистик, создатель  философской  школы пифагорейцев. Мать Пифагора  происходила  из  знатного  рода Анкея, основателя греческой  колонии  на Самосе. Рождение сына ей предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит: «тот, о ком объявила Пифия». 

   Платон — наиболее известное второе имя Аристокла, (род. между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же). Платон («широкий», широкоплечий) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

   Сираку́зы — исторический город на острове Сицилия, столица итальянской провинции Сиракузы. Город известен своей богатой греческой и римской историей, культурой, амфитеатрами, архитектурой, а также местом рождения выдающегося математика и инженера Архимеда.

   Сокра́т – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Сократ пытался постичь устройство природы, мира и человека.

   Софи́сты (от др.-греч. (sophistes) — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток)—древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение: Платон указывал на высокие гонорары за обучение у софистов, их самовосхваление и не всегда честные приёмы полемики. В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

   Тесе́й — могучий наследник афинского царя Эгея, родной сын бога морей Посейдона и трезенской царевны Эфры. Герой Аттики Тесей с помощью друга Пейрифоя похитил славящуюся неземной красотой царевну Елену из Спарты , когда ей было 12 лет, желая вырастить себе жену, но братья Елены с помощью героя Академа отыскали Елену у матери Тесея и вернули девочку домой.

   Филантро́п (от греч. φίλος друг, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») — человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся.

   Флюид, флюиды — энергетические волны, которые окружают каждого человека. Эти информационные волны при контакте друг с другом могут притягиваться или же, наоборот, отталкиваться.

   Элла́да — Древняя Греция.

 

                        Этой главой завершена публикация поэмы

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (20.04.2021) | Автор: Алексей Сальников
Просмотров: 532 | Комментарии: 4 | Теги: флюиды, филантроп, Тесей, софисты, сократ | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 4
4 Анонимно   [Материал]
Почему дальнобойщики протестуют против Платона?

Хорошего человека Платоном не назовут!  lol

2
2 Бесов   [Материал]
Кстати, всё время вам пятерку ставлю  (столько трудов)  meeting

2
1 Бесов   [Материал]
Интересно! Потяну ли я на софиста? Живу в бочке!   biggrin

2
3 salnikoffaleksei15   [Материал]
Господин Бесов! 
Я публикую здесь своё творчество не ради славы или рейтинга.
Вы немного попутали моё трудолюбие со своим честолюбием.
Всего Вам доброго! Читайте свои шедевры, они поднимут Ваше настроение!

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024