ПОЛНОСТЬЮ КНИГА ЗДЕСЬ:
http://nerlin.ru/shop/24/desc/lermontov-ego-druzja-i-ljubimye-zhenshhiny
Лидия БЕЛОВА
ЛЕРМОНТОВ,
ЕГО ДРУЗЬЯ
И ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ
Книга состоит из трёх глав: первая глава – об истинных друзьях, вторая – о любимых (и не очень любимых) женщинах, третья – о якобы друзьях, тех, к которым относятся слова Лермонтова в стихотворениях 1840 года: "месть врагов и клевета друзей" ("Благодарность") и "друзей клевета ядовитая" ("Тучи").
Автор книги, Лидия Александровна Белова, – писатель и лермонтовед. Предыдущая ее книга о Лермонтове – "Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова" – вышла в Профиздате тремя изданиями (2005, 2008, 2014). В Интернете имеется семь сайтов Л.Беловой. Множество ее статей о Лермонтове опубликовано в печати. В 2018 году трагически погибла при невыясненных обстоятельствах...
Глава первая
Истинные друзья
Будучи автором книги "Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова" (первое издание – 2005 г.), я в 2016 году вернулась к теме любовных романов поэта – теме несомненно интересной для всех читателей. И вскоре поняла, что не менее интересная тема – его друзья. Конечно, не те, о которых Лермонтов писал: "друзей клевета ядовитая", "месть врагов и клевета друзей" (Соллогуб и прочие), а друзья истинные – те, что были с ним и в радости и в горе, помогали в сложных жизненных ситуациях, как и он помогал им. Однажды даже здорово пострадал от своей бескорыстной помощи другу, Алексею Лопухину: не подумал о возможных горестных последствиях для себя самого, когда своими ухаживаниями предотвратил брак Алексея с Екатериной Сушковой, о чём просили сёстры Алексея...
Лермонтов очень рано повзрослел. Способствовала этому не только забота бабушки, Елизаветы Алексеевны, о его интеллектуальном развитии, но и, как ни грустно это сознавать, череда бед, преследовавших его с самого раннего детства. Коротко перечислю.
Смерть матери, Марии Михайловны, когда сынишке не исполнилось и двух с половиной лет. Разлука с горячо любимым отцом вскоре после этого. Смерть отца, когда сыну было 17 лет. И бесконечные истории с учебными заведениями.
Началось с преобразования весной 1830 года привилегированного Университетского Благородного пансиона в ординарную гимназию, в связи с чем Лермонтов, один из лучших учеников, подал прошение об отчислении (как "необъявленный протест" против введения розог).
Продолжились неприятности и в Московском университете. В марте 1831 года студенты устроили шумный бунт против грубостей профессора М.Я.Малова. Наказание "бунтовщиков" проходило в два этапа. После первого этапа Лермонтов по совету благожелательных к нему профессоров переходит с нравственно-политического отделения (зачинщиков бунта) на словесное, а после второго этапа (из Петербурга получен приказ ужесточить наказание) ему "посоветовано уйти", ибо неизвестно, чем это ужесточение закончится. Герцену, например, дали доучиться, но установили за ним негласный полицейский надзор и за малейшие "проступки" отправляли в ссылку.
В Петербургском университете, куда Лермонтов намеревался поступить, ему отказались засчитать время обучения в Москве, к тому же срок обучения в университетах именно с 1832/33 учебного года был увеличен с трёх лет до четырёх. "Вечный студент"? И Лермонтов решает идти путём "золотой молодёжи" того времени – поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, то есть "обеспечить себе" при малейшем проступке отправку к местам сражений.
Михаил Юрьевич Лермонтов
в форме Нижегородского Драгунского полка.
Автопортрет. Акварель. 1837–1838
Уже через 12 дней после поступления в юнкерскую Школу, в конце ноября 1832 года, – тяжелейшая травма ноги, с невыносимой для сознания болью: на занятиях верховой ездой, когда он вызвался укротить необъезженного жеребца, испуганная бешеной скачкой кобыла копытом раздробила ему колено. Лазарет, гипс и несколько месяцев постельного режима при долго не стихавшей боли.
Думается, именно в этот период (до середины апреля 1833 г., когда он смог вернуться к занятиям в юнкерской Школе) написана основная часть романа "Вадим", о пугачёвском бунте, – романа социально и философски удивительно зрелого для 18–19-летнего автора. Видимо, к этому же времени (февраль – апрель 1833 г.) относится и серия карандашных зарисовок к шуточной поэме Пушкина "Домик в Коломне", опубликованной в феврале 1833 года. Издатели уже много десятилетий публикуют рисунок гусара в женском парике как портрет Варвары Лопухиной!..
продолжение здесь:
http://nerlin.ru/publ....-0-5792
Комментарии:
https://nerlin.ru/publ/....-0-5791#comments
|