Пятница, 24.09.2021, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск

 

 

Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 6
Пользователей: 2
АняЧу, АлинаНечай
Top.Mail.Ru
Корзина
Ваша корзина пуста
© 2012-2021 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Демокрит. Лишние знанья…

 

 

 

 

Начало поэмы 

http://nerlin.ru/publ....-0-9511

 

Предыдущая глава

http://nerlin.ru/publ....-0-9557

 

                          181

Юный пришлец осмотрел поселенья:

«Как же всё просто у этих жильцов! —

Нет строгих храмов, не видно моленья,

Только немало седых мудрецов.

Как объяснить людям то, что мне надо,

Чтоб не застрять здесь на дюжину лет?

Ведь у меня есть другая отрада,

Та, что дарует божественный свет!

 

                          182

Кажется мне, что потеряны годы

В поисках знаний загадочных стран!

Вдруг я лишусь и любви, и свободы,

Трудной доро́гой придя в Индостан?

Мне бы узнать все причины старенья,

Как излечить от него старика,

Именно в этом я жажду прозренья,

Всё остальное не нужно пока!»

 

                          183

«Вижу, что ты удивился немного. —

Жрец произнёс у него за спиной. —

Наше ученье есть суть диалога,

Будешь общаться ты только со мной.

Знанья твои, как песчинка в бархане —

Для волопаса их хватит вполне,

Чувства и страсти держи на аркане,

Здесь не мечтай о любви и жене!»

 

                          184

Но Демокрит возразил осторожно:

«Трудно мне будет забыть обо всём.»

«Юноша, всё станет в жизни возможно,

Коль ограничишь ты свой окоём!

Знаю, ты встретился с тигром в дороге,

Так о любви не подумал тогда,

А уносил для спасения ноги,

И на сосну смог залезть без труда!

 

                          185

Сердце наполни любовью к познаньям —

Этим излечишь тогда старика!

Вредно себя предавать вспоминаньям —

Вспять не течёт никакая река…»

Стал Демокрит понимать положенье,

В кое попал, устремившись к горам:

«Это же — истинным знаньям служенье,

Их не открыл мне египетский храм!»

 

                          186

«Наш распорядок освоишь ты скоро:

Раннее утро — разминка телес,

Трапеза, следом урок разговора,

Дальше прогулка к пещерам и в лес.

Трудностей будет в ученье немало —

Знанья нельзя обрести без труда,

Но станет разум острее кинжала,

И остриё не затупят года...»

 

                          187

… Так началось обученье в Такшиле

Для неофита из дальних краёв,

Он оказался, как будто в горниле

Мысленных или реальных боёв.

Стал Демокрит настоящим атлетом,

Также познал медицины исток,

И, руководствуясь добрым советом,

Стал сокращать пребывания срок.

 

                          188

«Ты получил превосходные знанья! —

С гордостью молвил наставник ему. —

Не забывай, ученик, заклинанья,

Ибо они помогают уму!

Можешь теперь врачевать ты повсюду,

Разные хвори тебе не страшны,

Делай добро простодушному люду —

Эти деяния очень важны!»

 

                          189

«Я понимаю, нет в знаньях вершины,

Но я тебе благодарен сполна

И не могу я уйти без дакшины —

Так что прими — вот фракийца мошна!

Пусть же монеты Эллады в Такшиле

Служат развитию разных наук!

Золото вечно останется в силе,

Из повелителей делая слуг…»

 

                          190

…Шёл Демокрит прямиком в Экбатаны —

Знания магов манили его,

К ним обращались когда-то тираны,

Слепо уверовав в их волшебство.

Дарий лишил их невидимой власти,

А до него Кир Великий — страны,

Но пережили мидийцы напасти

И оставались в познаньях сильны.

 

                          191

Шёл он на запад по каменным кручам,

На перевалах входя в небеса,

И улыбался нахмуренным тучам,

Глядя с высот на поля и леса.

Он отказался от волн океана,

Путь по высоким горам предпочтя,

Мир озирал острым взглядом орлана,

Над суетою беззлобно шутя.

 

                          192

«Скоро увижу Персиды границу,

Дальше дорога проляжет ровней,

Коль повезёт, я найму колесницу,

К цели приеду за несколько дней.

Кир удостоен похвального слова,

Так как построил пути и мосты,

Мчатся купцы там быстрей вестового,

В Персии мне не узрить бедноты!»

 

                          193

Он не ошибся, увидев Персиду —

Мчались повозки быстрей голубей,

А верховые — подобны болиду,

Хоть были кони фракийских слабей.

«Мною оставлена в прошлом Такшила,

Я не хочу возвращаться туда,

Впредь не увижу уже крокодила,

Годы текут, словно в Ниле вода.

 

                          194

Только вперёд! Никаких возвращений,

Время бесценно, как наша душа,

Коей знакома вся цепь воплощений,

Каждая жизнь для неё хороша!

Цель для меня —  это только Афины,

Их не заменит мне город другой,

Пересеку и моря, и равнины,

Чтоб оказаться в стране дорогой!

 

                          195

«Посторонись, уступи мне дорогу! —

Сзади раздался настойчивый крик. —

Рано такому спешить к эпилогу,

Ты — не больной и бессильный старик!»

Остановилась на миг колесница.

«Вижу, не жалко тебе быстрых ног! —

Путнику молвил с улыбкой возница. —

Вместе поедем, коль путь твой далёк!»

 

                          196

«Я покоряю различные страны,

К дивной Элладе иду через них,

Путь мой направлен сейчас в Экбатаны,

Чтобы в Афины придти, как жених!»

«Прыгай, красавец, скорей в колесницу,

Вместе послушаем грохот колёс,

Так ты скорее увидишь юницу,

Не проливая бессмысленных слёз!

 

                          197

Принял усталый ходок предложенье,

Слушая снова знакомую речь,

Лишь удивлялся по ходу движенья,

Частой возможности с греками встреч.

Много их было средь зодчих умелых,

Строивших персам дома и дворцы,

Здесь привечали охотников смелых,
Властью обласканы были певцы.

 

                          198

«Что же ты хочешь узрить в Экбатанах,

Архитектуру, величие стен?»

«Нет, я не думал о дивных фонтанах,

Просто в судьбе я хочу перемен.

Многим ли людям ученье по нраву,

Часто встречал ты таких на пути?

Ты, вероятно, узрил всю державу,

А не сидел никогда взаперти?»

 

                          199

«Знания — сила! — Ответил возница. —

Только они — тяжкий груз без ума!

Глупость — всем неучам в мире царица,

И достаётся она задарма.

Я же и сам из таких, если честно,

Рос у далёкой родни сиротой,

Многое мне и сейчас неизвестно,

Часто я путаюсь в правде простой…»

 

                          200

Так продвигались они по державе,

Не уставая от долгих бесед

О торгашах, об учёбе и славе,

Коя сверкает от ярких побед.

«Помнит народ здесь царя Астиага —

Ты будешь слышать о нём от людей,

И отыщи многомудрого мага — 

Многое скажет тебе чудодей!»

 

                          201

Кони катили повозку устало,

Стали они на вершине холма:

«Вот, полюбуйся здесь блеском кристалла —

Град семистенный, вершина ума!»

Возле ворот распрощались мужчины,

Добрый возничий помчался в Милет,

В город вошёл Демокрит без кручины,

Помня возницы последний совет…

 

                          202

…Здесь Демокрит пробыл ровно два года,

Быстро верховного мага найдя,

Книги просматривал без перевода,

Самое ценное долго твердя.

«Сколько ж секретов содержат подвалы!

Думаю, мало мне жизни одной.

В них — совершенство, ума идеалы,

Древние тайны планеты родной!

 

                          203

Чахну я здесь, словно древо без влаги,

Жизнь погублю, не познавши её.

Пусть интересны и книги, и маги,

Но по душе мне другое житьё!

Лишние знанья гнетут беспощадно

И знатока превращают в раба,

Жизнь многомудрых людей безотрадна,

Ибо с невежеством вечна борьба!

 

                          204

Нужно скорее бежать от лавины

Знаний, свалившихся вдруг на меня!

Время пришло отправляться в Афины,

Дальше здесь быть не желаю ни дня!»

 

Глоссарий к главе:

 

   Астиа́г — царь Мидии в 585 —550 г. Астиаг был последним мидийским царём. Во  время его  царствования Мидия оказалась  завоёвана персидским  царём  Киром II, его  внуком.

   Афи́ны — столица Греции и центр исторической области Аттика. Это крупнейший город страны и её экономический и культурный центр. Афины — один из самых значительных древнегреческих полисов и символ цивилизации. Этот город многие считают колыбелью европейской культуры и науки.

   Дакшина — благодарность за знания, то, чем ученик  Такшилы мог искренне отблагодарить Учителя.   Эт могло быть что-то необходимое Учителю, к примеру ткань для одежды. Дакшиной могли быть и деньги, дарованные уходящим учеником на развитие наук.

   Да́рий I (др.-перс. Дараявауш – добронравный), перс. царь в 522–486 до н. э. Ахеменидов государства. Сын Виштаспы (Гистаспа), из династии Ахеменидов. При Дарии I владычество Персии простиралось от Египта до Индии и охватывало более 80 народов. 

   Демокри́т (ок. 460 — 370 до н.э.) — греческий философ, также известный, как  «смеющийся философ», потому что он всегда был веселым и любил видеть комическую сторону жизнь. Имя Демокрит означает «избранный народ».  Некоторые из его главных вкладов в философию и науку —  атомизм, антропология и важные знания астрономии. Считается, что он изучал астрономию и теологию у магов, учился в  Вавилоне, Индии, Эфиопии, Египте, Греции.  Работы Демокрита охватывают различные области, включая этику, физику, математику, музыку и космологию. Имя Демокрит означает: народный избранник (от греч. dēmos — народ и kritos — избранный).

   Индоста́н — полуостров на юге Азии. С севера на юг он протянулся на 3200 км. Северная граница условно проводится от дельты Инда к дельте Ганга.

   Кир Великий  (Куруш, или Кир II) — блестящий  полководец и царь Персии, который еще при жизни получил прозвище «Великий», когда основал мощную Персидскую империю, объединив разрозненные государства от Средиземного моря до Индийского океана.

   Мидия —  область и первое государство в северо-западных областях Иранского нагорья. 

   Миле́т  — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр. Среди всех полисов Ионии Геродот особо выделял Милет, называя его «жемчужиной Ионии». Милет имел стратегическое и торговое значение, это был город-порт, тут развивалось кораблестроение. В древнем Милете процветала наука и философия, здесь жил древнегреческий философ Фалес.

   Неофи́т (от др.-греч.— «недавно насаждённый») — новый приверженец (новообращённый) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле.

   Нил — река в Африке, одна из двух величайших по протяжённости рек в мире.  Название «Нил» происходит от греческого наименования реки: «Нейлос» или «Нилос». Известен мутной жёлтой водой.

   Окоём — большое пространство, которое можно окинуть взглядом. Здесь это —  иносказание о «пространстве» мыслей и чувств. 

   Перси́да, Пе́рсия, Персидская держава или держава Ахемени́дов — первая Персидская Империя,  которая оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Персия — латинизированное название исторической области Фарс, «Парсуаш» (древнегреч. «Персида») в южном Иране, на берегу Персидского залива. В этой местности жили племена, создавшие империю Ахеменидов.

   Такши́ла — известнейший университет древней Индии,  считающийся одним  из самых первых (если не самый первый!) в мире.  В  Такшиле не было  привычной университетской структуры - ни специальных помещений для занятий, ни каких-либо определенных правил преподавания. Она находилась на территории современного Пакистана, у подножия гор Гималаев и Памира, на важном пути из центральной Азии в Индию. Ученики добирались сюда из довольно далеких мест, несмотря на долгий и трудный путь, например, из Сирии, Вавилонии, Греции и  Китая.

   Экбата́ны —  столица Мидии, прекрасный богатый город, окружённый семью стенами, возвышавшимися друг над другом зубцами, выкрашенными в цвета белый, черный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой,  соответственно пяти планетам, луне и солнцу.

   Элла́да — Древняя  Греция.

 

         Продолжение поэмы http://nerlin.ru/publ....-0-9577

 

 

 

 

 

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (25.07.2021) | Автор: Алесей Сальникофф
Просмотров: 299 | Комментарии: 4 | Теги: маг, Экбатаны, Кир, неофит, Такшила | Рейтинг: 4.9/9
Всего комментариев: 4
avatar
3 asiia_kardashova • 06:58, 27.07.2021 [Материал]
Хороший слог - читать приятно. Но самое главное, что соответствует моему мировоззрению:
"Жизнь многомудрых людей безотрадна,
Ибо с невежеством вечна борьба!"
avatar
1
4 salnikoffaleksei15 • 03:59, 28.07.2021 [Материал]
Благодарю Вас за отзыв!
Сам удивляюсь стремлению античных философов к глубоким познаньям.
Ради этого проходить курс школы в разных странах?
avatar
Согласен. У всего должна быть своя золотая середина. Демокрит явно переучился и перешлялся по миру. Пора домой и семью завести. smile
avatar
0
2 salnikoffaleksei15 • 04:01, 26.07.2021 [Материал]
Знания должны быть востребованы хотя бы в малой части, но...
Чтобы узнать, как можно помочь больному человеку, надо сначала
хорошенько изучить себя, научиться владеть собой, своими мыслями,
тогда и толк будет.
Да, прошлялся он много, деньги потратил...
  Спасибо Вам!
avatar
                                                                                                 Игорь Нерлин © 2021