Литературное издательство
Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | [ Добавить произведение ] |
Начало поэмы http://nerlin.ru/publ....-0-9511
Предыдущая глава http://nerlin.ru/publ....-0-9590
262 С неба заря улыбалась погоже, Добрый Дамас гнал на пастбище скот, А Демокрит спал беспечно на ложе, Словно забыв про тяжёлый поход. Многие ночи он видел такое, Как вдруг окажется в лоне семьи, Только с утра он лишился покоя — Сон был нарушен посланцем судьи.
263 «Утро на сборы — промолвил посланник, — Щедро тебе отпускает судья, — Всё о наследстве поведаешь, странник — Честно расскажешь о нём, не тая!» «Конфликтовать не намерен с законом — В город пришёл не на день или два!» — И Демокрит, прикрываясь хитоном, Быстро нашёл для посланца слова.
264 Свитки с трудами лежали в хитоне, (Их написал он в ночной тишине): «Что там опасного будет в Законе, Коль есть с собой оправдание мне! Значит, не зря создавал эти свитки! — Думал, сбираясь на суд Демокрит. — Пусть оберёт обвинитель до нитки, Но аргументами будет побит!»
265 Быстро испив молока с наслажденьем, Он произнёс: «Я судиться готов! Мне интересно, с каким осужденьем Должен покинуть родительский кров?» Но от гонца не услышав ответа, Гордо пошёл он в обитель суда, Чувствовал, честь обвиненьем задета: «Эти суды — только людям беда!»
266 В зал заседаний вошёл он спокойно, Громко представился: «Я — Демокрит!» Перед людьми он держался достойно, Правда, был худ, босоног и небрит. Только в ответ на его появленье Судьи сидели, молчанье храня, И у него создалось впечатленье, Словно закрылась за ним западня.
267 Встал обвинитель, перстом указуя: «Вот он, растратчик, стоит пред судом! Есть же закон, всех людей обязуя, Средства наследия вкладывать в дом! А Демокрит, получив эти средства, Все их растратил в чужой стороне, И не заплачен налог на наследство, Даже обол не прибавлен к казне!
268 Из-за таких нас зовут простаками, Ибо в Абдерах мыслителей нет! И не трудился ответчик руками, Хоть и прожил он две дюжины лет. Надо его наказать очень строго — Сотня талантов — огромный урон! Хватит суду моего монолога, Чтобы растратчика выдворить вон!»
269 «Ты с обвинением этим согласен?» — Строго спросил Демокрита судья. «Да, если стал я Абдерам опасен Тем, что уехал в чужие края! Где ж позволительно черпать мне знанья, Кто из моих земляков знаменит? Иль здесь учёный достоин изгнанья?» — С недоуменьем изрёк Демокрит.
270 Судьи застыли, услышав тираду, Но обвинитель прервал эту речь: «Ты, Демокрит, намекнул на Элладу, В коей закон — повелитель и меч? Да, в нашем городе нет Гиппократа, И не учил нас великий Солон, Мы не живём, как в Афинах богато, Но есть у нас о наследстве закон!
271 Помни, что суд — не площадка для спора, Перед законом все люди равны. Ты за растрату достоин позора, Речи пустые суду не нужны! Я полагаю, что дело благое — Выгнать тебя из Абдер навсегда, Не пострадают они от изгоя, Как это было ещё до суда!»
272 Молвил судья: «А ведь прав обвинитель — Выгнать тебя — и вопрос твой решён! Будет доволен народ — расхититель Прав на житье в нашем граде лишён!» «Так создаётся о городе слава, — Молвил спокойно в ответ Демокрит. — Разве лишён на защиту я права, До приговора суда — апатрид?»
273 Кто-то воскликнул: «Так дайте защиту Прежде, чем выгнать его за врата!» Старый судья произнёс Демокриту: «Сможешь её оплатить, нищета?» «Да, оплачу я такую услугу, Если доверю себе самому — Думаю, выдержу эту потугу, Так как её совершу по уму!
274 Ныне владею и мыслью, и словом, Ибо не зря я ходил на Восток, Но не служил ни быкам, ни коровам, Чтоб для семейства построить чертог.» «Хоть не имеешь ты права на льготу И совершил свой поступок дурной, Но покажи о народе заботу, Пробуй прославить наш город родной!»
275 «Граждане! Знанья — не золота слитки, Хоть и хранятся от пагубных глаз!» — Быстро на свет Демокрит вынул свитки, Чтобы начать свой подробный рассказ: «Кто поднимался в горах к небосводу, Кто видел Землю, как боги с высот, И относился с любовью к восходу, Мир воспевая, как славный рапсод?
276 И много времени жить без еды, Кто не попал в подчиненье к Аиду, В жизни стерев обитанья следы? Кто мог столкнуться со зверем опасным, С телом, сравнимым в размерах с быком? Станет пред ним и властитель безвластным! Кто-нибудь с хищником этим знаком?»
277 «Дальше вещай! — Закричали в народе. — Мы предвкушаем чудесный рассказ! Молви подробней о дальнем походе На Вавилон, Арарат и Кавказ!» Взор Демокрита в тот миг был направлен На восседавших над всеми судей. «Нет никого, кто из них был прославлен!» — Думал он, глядя на старых людей.
278 «Люди страдают без мяса и хлеба, Грусть вызывает нехватка вина, Ночью не смотрят на звёздное небо, Где отражает свет солнца луна. Именно в ней есть причина затменья — Солнце скрывает Селена вдали, Но не хватает у нас разуменья, Чтобы понять нам движенье Земли.
279 Что вам известно о прочих планетах, Коих в межзвёздном пространстве полно? Это описано мною в заметах, Здесь мне поведать о них суждено. Я изучил и строение тела, Вник глубоко в тайны разных камней, Страстью к наукам горел я всецело, Словно в бушующем вихре огней.
280 Тысячи стадий отмерил ногами, Жаркое солнце я нёс на плечах, Чтоб породнились Абдеры с богами, И разбирались вы в мудрых речах. Я не продал эти свитки в Афинах — Не потерял от монет головы, Их уберёг я в горах и долинах, Веря, что всё прочитаете вы!»
281 Кто, как не вы, будет славить Абдеры, Перед гостями познаньем блеснув? И устремятся в наш город галеры, С главных путей к нам рули повернув. Здесь мы построим причал и дороги, И для приезжих торговцев — дома, Прибыль узрите на каждом пороге, Коя прибудет в наш город сама.
282 К знаньям потянутся дети и внуки — Это же — счастье для многих отцов, Град простаков станет центром науки, Яркой мечтой для любых мудрецов!» «Я сомневаюсь, — изрёк обвинитель, — Что этих знаний и в Аттике нет. Кстати, а есть на примете учитель, Детям дающий познания свет?
283 Я бы отправил детей в эту школу, Не в Вавилон и на Ближний Восток! Там, говорят, люди склонны к расколу, И к чужакам мир безмерно жесток!» «Мне бы взглянуть на заветные свитки! — Молвил собранию грозный судья. — Будет объявлен вердикт после читки — Слушать не станем мы песнь соловья!»
284 Молвил ответчик: «Хорошая птица Не разоряет родного гнезда, Знает она, где проходит граница И не ворует она никогда!» И передал он свой труд вдохновенный Тем, кто вершил молодую судьбу, Зная, что в свитках есть текст дерзновенный, Предполагающий труд и борьбу.
285 «Всё мы прочтём,— объявил председатель. — Позже тебе огласим приговор. Скоро познаешь, трудов созидатель, Взлёт в небеса иль падение с гор!» Тем и закончилось слушанье это, Но не хотел расходиться народ, И Демокрит излагал до рассвета Правду про свой необычный поход.
286 А вкруг него собрались абдериты, Не обращая вниманья на тьму, Были они, как купцы, деловиты И задавали вопросы ему: «Как ты сумел оторваться от дома, Не убоявшись заморских дорог? Верно ль, что жизнь наша роком ведома И обозначен отпущенный срок?
287 Можно ли впасть людям в сон многодневный, Не пострадав от нехватки воды, Иль ожидает их финиш плачевный? Нужно ли им голодать без нужды?» Острыми были порою вопросы, Чтобы пролить на загадочность свет, Но и ответы бывали, как косы, И оставляли в сознании след.
288 Только под утро вернулся он к брату, Скот выгонял на луга волопас. «Суд, я надеюсь, пришёл к результату, Ты же оправдан?» — Промолвил Дамас. «Суд наш увлёкся моими трудами, Взял на прочтение свитки пока, Это, мой брат, не присмотр за стадами — Мысль ухватить посложней, чем быка!»
289 «Что ж, будем ждать от суда результата! — Брату сказал удивлённый Дамас. — Знать бы, чем будет решенье чревато — Это случилось у нас в первый раз!» В сад устремился судимый мыслитель, Лёг на траву головой у ствола: «Злобно в суде выступал обвинитель, Явно ко мне прилипал, как смола…»
290 И Демокрит погрузился в работу — Мысли рождались одна за другой, Двигался с ними он, как по болоту, Будто цепляясь за кочки ногой: «Мысли упорно записывать надо, Годы промчатся, как клин журавлей, Память людская — капризное чадо, Может, играя, сгореть до углей...»
291 Время прошло, и в подворье Дамаса Снова посланец возник у дверей, Вздрогнули все от сердитого баса: «В суд, Демокрит, отправляйся скорей!» Мигом примчался тот в зал заседаний, Где ожидал приговора народ, Не обошлось без душевных страданий: Чем завершится далёкий поход?
292 «Суд прочитал твой трактат с интересом, — Начал тираду верховный судья. — Он, несомненно, наполнен прогрессом, И объявляю решение я: Мудрости в свитках изложено много, Ею сверкает здесь каждый листок! Нами оправдана к знаньям дорога, Ближе к Абдерам стал мудрый Восток.
293 Да, беднякам неподвластны секреты Магов, брахманов и тайных жрецов! Знаньями правят повсюду монеты, Словно оружье царей и купцов. Долгим не будет сие заседанье — Суд оглашает тебе приговор: Ты, Демокрит, заслужил оправданье — Этим закончен проступка разбор!
294 Мы присуждаем в итоге решенья: Выделить деньги тебе из казны — Сотню талантов, как знак утешенья, Чтоб ты трудился на благо страны! И средь повисшего в зале молчанья Вдруг закричал из толпы абдерит: «Боги исполнили наши желанья, Город прославит мудрец Демокрит!»
Глоссарий к главе:
Абде́ры, (Абде́ра) — древний город во Фракии, на мысе Булустра, к востоку от устья реки Нестос, впадающей в Эгейское море. Жители древнего города назывались абдеритами. Их в Древней Греции считали наивными простаками, глупость которых вошла в пословицу. Аи́д — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших, названного его именем. Один из двенадцати великих богов Олимпа. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый». Апатри́д — или лицо без гражданства — физическое лицо, лишённое гражданства, не имеющее какого-либо гражданства или подданства, «гражданин мира». Аполло́н — грозный и могучий олимпийский бог, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон — покровитель поэзии, музыки и других искусств, бог прорицания и хранитель стад скота. Он связан с исцелением и очищением и мог также наслать на людей чуму или наоборот — научить их искусству лечения различных недугов. Арара́т — гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции. Афи́ны — столица Греции и центр исторической области Аттика. Это крупнейший город страны и её экономический и культурный центр. Афины — один из самых значительных древнегреческих полисов и символ цивилизации. Этот город многие считают колыбелью европейской культуры и науки. Вавило́н — знаменитый богатый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в Гиппокра́т — знаменитый древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ. Вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников — Платона и Аристотеля. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. Дама́с — богатый старший брат Демокрита, получивший в наследство от отца братьев дом, виноградник, стада коров и умноживший своё состояние. Демокри́т (ок. 460 до н.э. – 370 до н.э.) — греческий философ, также известный, как «смеющийся философ», потому что он всегда был веселым и любил видеть комическую сторону жизни. Имя Демокрит означает: народный избранник (от греч. dēmos — народ и kritos — избранный). Некоторые из его главных вкладов в философию и науку, это — атомизм, антропология и важные знания астрономии. Считается, что он изучал астрономию и теологию у магов, учился в Вавилоне, Индии, Эфиопии, Египте, Греции. Работы Демокрита охватывают различные области, включая этику, физику, математику, музыку и космологию. Кавка́з — горная страна, протянувшаяся от Черного и Азовского до Каспийского моря. Закон Абде́р — в Абдерах растрата наследства преследовалась по закону изгнанием. Обо́л — мелкая, обычно медная или серебряная монетка. Селе́на — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Соло́н — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.
Продолжение поэмы http://nerlin.ru/publ....-0-9601
| |
Просмотров: 524 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |