К познанью истины спеша,
Понять всю суть её стремясь,
Желая мира и добра.
В друзьях искала отклик чувств,
Затем металась до утра
И говорила: «Что же, пусть
Меня настигнет ураган
Расстрелов, злобы и вранья –
Жизнь превратилась в балаган
И душегрейку для ворья…»
Скрипел дискантом граммофон
С надрывом томным, будто страсть
Испытывал не человек, а он,
И люд хрипел ему под стать
В клубах табачных и в чаду
От сытых глоток и вина –
Как будто звуки чехарду
Затеяли средь бела дня,
И не смолкали до утра…
……………………………….
А утром колокольный звон
Взывал к народу, мол, пора,
Взглянув стыдливо на амвон,
Молитву вознести, чтоб Бог
Услышав покаянье, смог
Простить грехи, душе помочь,
Чтоб пала мракобесья ночь.
Вроде бы и просто, но многое мне не понятно - с стремлением к постижению истины вряд ли может наступить такой поворот судьбы, это скорее от отчаяние непостижимого и разочарования в людях, но в любом случае заставляет рассуждать.
Я Вас, как читателя понимаю (знать бы Ваше имя - как-то не удобно разговаривать безымянно...), И, всё же, согласитесь, Марина - сама по себе - была мятущейся, а в юности и мятежной, а побывав во Франции, надломилась, а вернувшись на родину, и после всех бед и гонений и равнодушия, совсем сникла до отчаяния. А в отчаянии человек уже готов на всё, готов идти и на фатальный судьбоносный исход, словно вызывая огонь на себя: В друзьях искала отклик чувств, Затем металась до утра И говорила: «Что же, пусть Меня настигнет ураган Расстрелов, злобы и вранья!" А если Вы о "Фосфором искрясь" - так она горела ведь в своей страсти, ну и... т. д. Это же же всё - её образ - было выражено метафорично. И я всё же рада тому, что у читателя возникают размышления. С признательностью, А. Е.
Я Александр, жаль что не отображается, я о первом - просто не думаю что дело в поиске истины, скорее это поиск комфортного уголка, а его не искать нужно, а создавать - только после этого место может называться домом, потому и метания, а потом разочарование.
Александр, если помните историю от начала 1900-тых годов (ярче это проявлялось с 1904 по 1906 гг.), когда в людях бурлии революционные волнения разного толка: из бывших народовольцев пошли социалисты, от влияния со стороны Германии (царица Александра была властной самодуркой, влияя вместе с Распутиным на царя, а через него и на определённые (чиновничьи) слои общества; действовала социал-демократическая партия и эссеры (реакционные круги, позднее, задавив в корне создание Думы, и создав Союз реакционеров - дейчствовали те же черносотенцы), по сути чернсотенцы (самые страшные слои общества, круша и поджигая всё, что им вздумается, создавая в России массовую смуту. Это они устраивали массовое уничтожение евреев, стремительно уничтожая всех прогрессивных представителей страны, обезглавливая области, города и веси через убийства губернаторов. Их взрывали, пытаясь взорвать и царя, Столыпина, позднее всё же расстрелялив Киеве (в театре) Столыпина, давшего землю крестьянам и поднявшего сельское хозяйство в разы, засыпав Россию хлебом, поднявшего также в разы все отрасли промышленности). Анархисты, крушили и правых, и левых. Ну, а, коммунисты, формируя самую рациональную партийную сеть, состоящую из рабочих, при этом одновременно пытаясь сдерживать всякого толка разгулы, убийства, поджоги, расстрелы, взрывы, и потому были вынуждены под руководством стачечного комитета (руководил Ленин через газету "Искры(а?) и через распространение листовок и пропагандисткой литературы) остановили всё движение во всех регионах России (телеграф, ЖД, все дороги, электричество, воду, заводы и фабрики), а в ответ по указу Николая II 9 мая, вышедших на демонстрации невооружённых коммунистов расстреливали по всем регионам России, повторяя расстрелы, подавив революцию 1905 года. Николай II, чтобы отвлечь революционное движение в стране, намеренно спровоцировал Японию против России, причём, и мелких побуждений мстительности (когда в молодости был в Японии, напившись, получил от японских жандармов по заслугам за пьянство и разгул). Бездарное командование Дальне-Восточным флотом, разворовав все денежные средства для ремонта и строительства кораблей, большей частью нуждающихся в ремонте, а запасных частёй, машин и оборудования не было, как не было новых паровых судов. Флот по сути разваливался, потому-то с лёгкостью и были потоплены японцами российские военные суда. Само командование было не только воровское, но и бездарное, что привело к огромным потерям морских сил России. Погибло огромное число военно-морского и сухопутного состава страны. Также вступление в первую мировую войну было России было на совести бездарного, трусливого полубезумного царя. Россия несла огромные потери, имела огромные долги по займам, вся её хозяйственная система стремительно рушилась, что неизбежно и привело к революции, а вслед и гражданской войне. Всё это отражалось на социально-политическом и моральном состоянии всех слоёв общества России во всех сферах её жизни. В стране был полный хаос, разброд. Никто не был защищён в такой атмосфере. Вот и в литературе, особенно в поэзии, существовали абсолютно разные течения, направления, с резким уклоном в сторону абстрактционизма. Одна из её сторон был АКМЕИЗМ. Очень многие русские поэты прошли через это влияние на их творчество. И в России никто не узнал бы таких классиков, как Марина Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумелёв и многие др., если бы они вовремя не отошли от такого бессмысленного, модного в ту пору направления в литературе, как акмеизм. Легко нам говорить о том, что нужно человеку искать и создавать место, которое можно было бы назвать домом, а не метаться, разочаровываясь. А смогли бы мы с вами устоять на ногах, как люди в ту страшную эпоху? Почитайте Валентина Пикуля: "На задворках империи", "Нечистая сила", "Честь имею" и его исторические миниатюры о той эпохе. Страшные были эпохи: шатания в поисках, революция, японская война, мировая война, снова революция, гражданская война, голод, репрессии!!!!!!!!!!!!! И такие одарённые натуры, как М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумелёв, и их коллеги претерпевали такие роковые испытания, которые мы с вами уж точно вряд ли вынесли. Как писал Есенин? "Любимая, меня Вы презирали. Не знали Вы, что я в сплошном дыму, В разворочённом бурей быте, С того и мучаюсь,что не пойму - Куда несёт нас рок событий..." Я же - преклоняюсь перед ними, за их одарённость, за их замечательные поэтические творения. Они жили, выживая, как могли. Но они оставили в нас: и память о себе и глубокую признательность народа, и его любовь и к их творчеству, и к ним - самим.
Что бы объективно сравнивать нужно жить в обеих эпохах и в одно своё время, если судить по написанному вами - так наше время вовсе не отличается, названия стран групп людей поменялись, а поступки те же, и я построил место, которое домом можно назвать и нелегко было не из богатой семьи я, потому имею право говорить - не надо метаться и т.д.
Александр, но мы с вами не живём в среде дикого террора. Да, нам нелегко. Но мы выходим из дома без опасений, как и возвращаемся без опасений, что нас кто-то зверски убьёт, предварительно, изгалившись, или подорвёт, или застрелит, в лучшем случае. Мы можем говорить, что думаем, не оглядываясь по сторонам, что нас услышит некто, по чьей воле кто-то может за это расправиться с тобой.
Как бы опять же родился в 87 в ПМР в Днестровске, живу в Украине в не самой безопасной области, путешествую, занимаюсь спортом, увлечён множеством направлений искусства, я реально не могу сказать что не ведётся наблюдение и в какой то момент всё не склонится в очень плохую сторону, но я свободен в своих взглядах, вижу закономерности и преувеличения в судьбах иных людей, особенно в тех случаях когда им подражают, для вас она слишком дорога и субъективно вы возводите в ряд великомучеников и святых, образно конечно, но мы все люди и вы очень преувеличили.
Я не ожидала, что Вы живёте на Украине. Да, на самом деле, ситуация близкая той эпохе, о которой мы говорим. Что ж, Александр, мы все всем вам, живущим на Украине глубоко сочувствуем. Но мир не переделать, людей не перевоспитать, а стену лбом на прошибить. Да и нужно ли? Я - не знаю. Как Вы говорите, каждый должен строить свой дом, я бы добавила - свой мир, и пытается оберегать его во что бы то ни стало и как бы то ни было. Скажу, что Вы молодец, опираясь на стойкий дух, Вы сохраняете сферу своего поля. Да хранит Вас Господь!
Та не особо это важно, не думаю что мир вообще менять надо, на любой социальный вопрос как не посмотреть можно найти как негативные так и позитивные стороны, думаю если каждый будет строить свой дом, то появится ответственность и это от огромного количества бед отвернёт, кстати в подростковое время считал что путешествуют люди от дури в голове, но был неправ - это важно для личностного становления, когда вживую сталкиваешься с другими культурами - мир становится естественным и сам открываешься, в общем мне самому сложно описать что-бы было понятно, после путешествий жизнь большинства людей кажется такой дикостью, и людей с кем можно открыто беседовать на разные темы так мало что становится порой одиноко.
Ищите, да обрящете! Это я о друзьях. Они, по сути своей, ангелы-хранители здесь - на земле. И посылает и Бог Господними путями. Путешествовать - значит, познавать мир во всём его многообразии во всех его ипостасях. Александр, Вы не одиноки уже потому, что Вы к чему-то стремитесь, что-то ищете и познаёте, а заодно встречаете людей, а среди них и единомышленников. И пусть встречи с ними бывают коротки, но они оставляют добрую память об этих встречах, об откровениях, с которыми, быть может, чаяния Вашей души созвучны, и это вселяет надежду, укрепляет дух и уверенность в себе при любых испытаниях, которые приходится перенести. Ведь говорят - Бог всех нас любит, как своих чад. Но, - парадокс или нет? - Он чем больше нас любит, тем больше испытывает. И как-то к этому вдруг относишься всё терпимей и терпимей, с каким-то подспудным осознанием, что принять нужно и это, как данное. При этом, нет уже той остроты боли, страдания или неуверенности в себе. Исчезает и страх. Испытываешь, как какое-то подвижничество, совершая каждый день то, о чём и не предполагал, например: кому-то оказал физическую помощь, а кого-то поддержал морально, а кому-то отдал последнюю сотню или червонец, и так же обошёлся, как был бы и при деньгах. Одинок тот, кто не ищет общения, кто не ищет путей к устроению своей жизни, кто не испытывает любовь к малышам, пусть и к чужим, к старикам, смотрящим на тебя взглядом ребёнка, способного ощущать радость общения с тобой, к мамочкам, которые суетятся возле своих малышей, которые разговаривают со своими детьми, как с друзьями на такой лёгкой ноте, словно играют в теннис; к совершенно посторонним людям, с которыми и общался-то всего ничего, скажем, пару часов, но,получил от этого общения при взаимной симпатии, духовный заряд, к своей половине себя самого, ощутив ту проникновенную нежность, от которой становится тепло в груди, появляются искорки в глазах.
Да, конечно, мы в жизни можем встретить много интересных людей, но друзьями мало кто становится, от того и ценность велика и если не быть открытым их вовсе не будет, ведь все взаимоотношения что-бы создать нужно приложить усилие.
Это само собой - "без труда, - не...." Чтобы что-то получить, прежде нужно потрудиться: физически ли, или духовно. Как ты посмотришь на мир - так и мир посмотрит на тебя. И чтобы разрядить как-то напряжение в отношениях с окружающими, наверное, надо улыбаться чаше. Была песня в семидесятые (исполнял Як Йоло): "Давайте улыбаться, улыбаться без конца, Распахнутого сердца не жалея. А если жить, а если жить по солнечным часам, То станет на земле ещё светлее."
Меня бабушка учила: "ты детка, видя перед собой врага, смотри на него мысленно, как на настоящего друга или близкого родственника, не обращая внимания на его агрессивный вид и его "лай", и улыбайся ему - без иронии, без усмешки, а улыбайся так, словно рада ему. Таким образом можно разрядить враждебное отношение к себе со стороны враждующего с тобой недоброжелателя". Нет, она, разумеется, не имела в виду те обстоятельства, когда человек может очутиться в стане врагов (на войне - как на войне). А Ванга говорила, что когда кто-то на тебя кричит, мысленно вообрази себе бумажную или хлопчато-бумажную салфетку, также мысленно положи на неё кусочек сахара, так же мысленно вообрази, что ты берёшь его ладонь, вкладываешь в неё эту салфетку с сахаром, зажимаешь её и также мысленно говоришь: "Сюда кричи, пожалуйста, - это твоя энергия крика (то есть на этот сахар), А когда кричащий на тебя начальник ли, жена ли или муж (кто угодно) замолчит, наконец, (причём, от бессилия - ведь ты-то не реагировал, а перенаправил всю его отрицательную энергию ему самому, ты спрашиваешь о том, закончил ли тот "говорить"? Если "да", то, извините, я спешу, дела ждут. Если же человек опять решил продолжить, пусть опять кричит на сахар, который аккумулирует всю отрицательную энергию, и поскольку сахар в его руках (в руках кричащего), то этот кричащий в конце концов полностью себя обесточит. А это чревато последствиями. Чем сильнее его гнев и ярость, якобы направленную против тебя, чтобы сокрушить твою психику, обесточивая, якобы тебя,тем сильнее он же и пострадает, ведь материлизовалась его энергия. Не удивляйся, если чрез какой-то промежуток времени ты услышишь, что с ним случилось что-то неприятное (попал по "скорой" в больницу, или ушла от него любовница или жена, или его кто-то обворовал и т. д.)- с ним случилось то, что могло случиться с тобой от перенапряжения и стресса от его гнева и ярости, с которой он обрушился, было, на тебя. После этого он будет искать компенсации энергии, крича на других жертв своего энерговампиризма, а тебя будет бояться, думая, что ты для него опасный человек, едва ли не колдун. Но это его проблемы - что он думает и как живёт. Кто нарушает равновесие в жизни других - рано или поздно за это поплатится в полной мере. Законы Природы нужно соблюдать. А кто нарушает их, тот непременно будет наказан обратной связью посыла (по принципу действия бумерангом).
Построив, можно и потерять из-за роковых в судьбе обстоятельств. И после даже праха от строителя своего дома не останется. Что от нас останется? А после Сергея Есенина, Марины Цветаевой и других поэтов, писателей, художников, музыкантов, скульпторов, архитекторов и т. д , остался миру след их творчества, увековеченный в печати, в музыке, скульптурах, зданиях, кораблях, воздушных лайнерах, космических ракет и станций и т. д.
Все мы чего-то ищем, но не всегда поиск приносит желаемый результат и удовольствие. Человек — это существо, которому действительно сложно угодить, ценить время и дорогих нам людей мы начинаем лишь тогда, когда их теряем.