Пятница, 19.04.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Александр Чураков [20]
Александр Чураков
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Александр Чураков » Александр Чураков [ Добавить произведение ]

Воспоминания о кляксах, корабликах и командировках






 

Воспоминания о кляксах, корабликах и командировках

(или заметки о моём пути в творчестве)





"Играть на флейте? Нет ничего проще! 

Сюда дуете. Вот здесь зажимаете. 

Видите?! Всё очень просто…".

                 В.Шекспир "Гамлет"



Приступая к подготовке этого материала, я строил его в виде ответов на вопросы, которые часто звучат на выставках, на занятиях, в ходе частных просмотров небольшой коллекции моих работ 

(http://finder1.gallery.ru/watch?a=nLa-Pl9#feature=mainlist) . 





Время летит, приходят новые люди, а вопросы практически не меняются: "с чего всё началось?", "почему - миниатюра?", "как протекает творческий процесс?", "сколько времени тратите на одну фигурку?"… 





Сдается мне, что это не праздное любопытство... 





Ведь получая информацию об окружающем мире, в т.ч. о других людях, об их интересах и увлечениях, их творческих поисках…  мы в первую очередь стараемся приоткрыть дверцу... к себе – узнаём, казалось, только нам известные созвучия, находим ответы на мучившие вопросы, благодаря творческому общению нередко обнаруживаем давно выношенные и назревшие внутри себя решения... 

И процесс этот - процесс обмена творческой информацией, а если угодно, и творческой энергией, к счастью, бесконечен… 





Итак, с чего всё началось?

Едва ли найдётся человек, ни разу не державший в руках нож, не пытавшийся в детстве смастерить из куска коры или пенопласта кораблик, вырезать какую-нибудь маску, страшную или, наоборот, смешную, рожицу. 

Не миновал этого и автор...



К работе с деревом меня влекло всегда. 

Но, увы! «Выдающихся» успехов не наблюдалось... 



В детстве пробовал резать авторучки из веток с широкой сердцевиной, позволявшей после её удаления поместить внутрь шариковый стержень.Технология простейшая: бралась велосипедная или тонкая вязальная спица; на отрезке, соответствующем длине стержня, напильником делалась насечка, затем спица, удерживаемая пассатижами, накалялась над конфоркой газовой плиты до красного цвета  и ею по сердцевине до насечки протыкалась заготовка; важно было не направлять получавшееся отверстие к себе и вообще держать подальше от лица, т.к. выброс пара и дыма в момент прожига мог серьёзно повредить глаза. Процедуру желательно было закончить за минимальное число приёмов, т.к. при каждом из них раскалённый металл расширял отверстие у основания будущей ручки - в том месте, откуда будет выступать пишущая часть стержня - и возникал люфт, стержень начинал "болтаться и писать становилось неудобно.

Резал маски из липы…  Мастерил рукоятки для ножей… трубки, мундштуки… Эти попытки, своего рода - творческие эксперименты,  неожиданно начинались и столь же внезапно заканчивались - вроде своеобразных "экскурсий"... 

Но оставалось какое-то внутреннее влечение, желание работать с деревом…  Многие, наверное, замечали, что дерево просто приятно трогать! Гладить, держать в руках… Общение с ним, прикосновение к его гладкой тёплой поверхности как бы успокаивает. Как объяснить эти ощущения?! Они просто есть…



Другая причина, повлиявшая на моё увлечение, кому-то покажется неожиданной. Это - цейтнот, вызванный накатившимся валом неотложных служебных дел. Думаю, многим знакома ситуация, когда мысли о работе не оставляют ни на минуту - независимо от того, где ты находишься: в служебном кабинете, в поездке, на пляже, в постели или в очереди за картошкой… Ощущение это, думается, особенно близко тем, чья профессия связана с другими людьми, чьими-то судьбами… Отгородиться от этого, не потеряв себя, невозможно! Но и пребывать постоянно в таком состоянии – тоже - ощущения «не из приятных»… 



Короче, из сложившейся ситуации надо было "выбираться"... 



Как-то, вернувшись поздно вечером с работы, я машинально взял в руки случайно оказавшийся дома небольшой ошкуренный кап (с которого была удалена кора), и стал вертеть его в руках. 



Взгляд пассивно скользил по плавным изгибам его матовой поверхности…  Спустя какое-то время мне неожиданно показалось, что один из них чем-то напоминает изогнутый плавник. Только, вот, надо бы его обозначить чуть более явно…  И подправить немножко… Тут же при ближайшем рассмотрении оказалось, что рядом находится… хвост рыбы. Ну, а раз есть хвост, разумеется, с противоположной стороны должна быть голова. Действительно она именно там и оказалось! И как я сразу этого не заметил?! Раскопав среди инструментов старые стамески, подаренные кем-то из однокурсников ещё в курсантские годы - когда пытался резать маски из липовых дощечек, я приступил к классическому процессу "удаления лишнего"... 



Так появилась "Рыбка-1" http://finder1.gallery.ru/watch?ph=nLa-zT49#feature=topscroll . 

Для большей "убедительности" обозначил глаза, рот, чешую…



С этого и началось. 

Потребность переключиться с хотя и напряженной, но рутинной умственной деятельности на что-нибудь позитивное, интуитивно побудила меня обратиться к дереву. 

Ежедневно возвращаясь с работы в 23-24 часа, я не мог уснуть. Накопившееся за день напряжение требовало выхода, разрядки. Прежде чем лечь спать, я садился за письменный стол и час - полтора "выпускал пар"... с резцом в руках. 

Это был достаточно напряженный период моей жизни. 



И получилось так, что на протяжении примерно полугода общение с деревом стало для меня своего рода "палочкой-выручалочкой", помогавшей преодолеть негативные эмоции, восстановить равновесие, обрести внутренний комфорт. 

Так случалось не раз и в последующие годы. 



С тех пор глубоко убежден, что резьба - одно из лучших средств для защиты от стресса, от накопившегося негатива. 



Примерно через полтора десятка лет я узнал о том, что подобные способы выхода из состояния психологического дискомфорта среди специалистов известны под общим названием - "арт-терапия". 



Почему именно миниатюра?

Изготовление изделий небольшого размера имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ, достаточно ощутимых в условиях дефицита площади и отсутствия собственной мастерской (впрочем, тогда я об этих нюансах не задумывался). 



Прежде всего - рабочее место. 

Нередко можно услышать, что вот, мол, занялся бы человек интересным ремеслом, да всё… "некогда" и … "негде"! 



Про "некогда" уже сказал. 



Теперь - про "негде". 



Для меня рабочим местом стал находившийся в комнате письменный стол (кстати полированный). При необходимости к столешнице с помощью двух струбцин аккуратно крепился оказавшийся под рукой 10-миллиметровый лист фанеры 50х70 см. Этого вполне достаточно для размещения рабочего материала, инструментов, их правки и доводки, а также для самой работы. Минимум отходов (стружка, небольшое количество опилок) не нарушал общего порядка - главное своевременно убирать лишний мусор. Да, это не оговорка! Именно «лишний»! Поскольку при работе с деревом бывает и «нелишний» мусор, какая-то часть опилок, стружки, срезанные фрагменты, которые могут быть использованы для последующей заделки дефектов изделия…  



Материал. 

Для поиска рабочего материала: небольших наростов, т.н. "спящих почек", корешков, щепок, каких-то причудливых сучков, - которые использовались потом в течение многих лет, требовались одна - две недели в период очередного отпуска. Порой же прекрасный материал обнаруживается, в буквальном смысле, "под ногами". Отобранные экземпляры принеся домой, нужно очистить от грязи, коры, иногда - промыть... Высыхают такие заготовки, если вообще бывают влажными, в течение нескольких дней, а для их хранения достаточно небольшой коробки. Никаких проблем с транспортировкой (в отличие от крупных "лесных находок", для доставки которых в мастерскую требуется посторонняя помощь, а иногда и автомобиль). 



Инструменты. 

Это один из самых непростых вопросов при работе с деревом. Нужных резцов и стамесок в продаже, особенно на периферии, тогда практически не было. Да и сложно, не имея соответствующих навыков, определить виды инструментов, которые могут понадобиться. На первом этапе вполне хватало ножа. Позднее же, вкратце, это выглядело так. Когда требовалось изготовить новый резец, я обычно выходил на балкон, где с помощью небольшого электроточила с двумя кругами (для грубой и тонкой обработки), не обладая особыми слесарными навыками, в течение 30-40 минут достаточно успешно изготавливал из старого надфиля, списанного медицинского инструмента, игл для швейной машинки и другого, оказавшегося под рукой "металлического лома" то, что требовалось в данный момент. Со временем сформировался определенный набор инструментов и необходимость изготовления новых появлялась все реже. 



Конечная обработка. 

Незначительное количество химикатов (в основном спиртовая морилка разных оттенков), используемых для отделки небольших деревянных изделий, не создаёт особых проблем при их хранении и применении в квартире. В крайнем случае, достаточно на нескольких минут открыть форточку и неприятный запах исчезнет. Лак не использую, поскольку убеждён, что он "убивает" дерево, тем более мелкие изделия. 



Ну и, конечно, время! Его вечно не хватало... 



А тут еще командировки, будь они неладны… 

Однако, в портфель всегда можно было положить футляр от зубной щётки, специально приспособленный для хранения резцов и "под завязку" ими набитый, свёрнутый в трубочку листок шкурки-"микронки"("нулёвки"), кусочек старого солдатского ремня для доводки и пару - тройку заготовок размером с грецкий орех. Такой запас очень помогал скоротать длинные вечера в гостиничных номерах, "бесконечно" тянувшееся время до прибытия поезда в залах ожидания вокзалов…  Даже стоя у касс в ожидании билета "на проходящий" вполне можно было рассматривать заготовку, ища, что же в ней "спрятано" природой; или - шлифовать вручную, "доводя до ума" законченную фигурку. Многие мои работы прошли эти этапы вместе со мной. Возможно в стационарных условиях они получились бы более гладкими, выверенными, "правильными"… 

Но, что получилось, то получилось… 

* * *





…А ещё, наверное, повлияли впечатления детства.



Когда мне было лет 5, в гостях у кого-то мне на глаза попалась миниатюрная фигурка старика, стоявшая на полке перед книгами в застекленном книжном шкафу. Пока взрослые разговаривали, я стоял и, как говорится, разинув рот от удивления, рассматривал её. Она настолько поразила моё детское воображение подробностью изображенных деталей и одновременно какой-то неправдоподобной их безупречностью, отточенностью, несмотря на миниатюрный размер самой фигурки, что запомнилась на всю жизнь. Со временем нюансы забылись, но ощущение совершенства, увиденного наяву рукотворного чуда осталось. Смутно помню, что это была фигурка старика, одетого в какой-то халат с фантастическими узорами, волосы на затылке были странно собраны в пучок. Тогда мне, конечно, не было знакомо слово "нэцкэ", и то, что фигурка старика относилась именно к этому направлению в искусстве, я узнал значительно позднее. 



Еще лет через 6 произошло другое событие - посещение с отцом выставки "Лесная скульптура", проходившей в выставочном зале, известном тогда в народе как "церквушка на Калининском". Корни, ветви, коряги, древесные наросты (слов "кап", "сувель" я тогда не знал), оживлённые руками мастеров, производили незабываемое впечатление, а приобретённый там же набор открыток с изображением этих работ, многие годы хранился потом в моём письменном столе... 

Увиденное навсегда, пусть и неявно, остаётся с нами... Многие считают, что водить маленьких детей на подобные выставки "не стоит", им "ещё рано", они "не поймут"... Чушь это всё! Им ничего не надо "П О Н И М А Т Ь", они интуитивно Ч У В С Т В У Ю Т гармоническое начало в произведении искусства... Пусть вскоре они вроде бы забудут и об увиденных экспонатах, и о самой выставке... Но, оказавшись в лесу, увидев переплетение корней, веток, игру силуэтов листьев на просвет, они станут искать знакомое, стараться понять, что же перед ними, найти знакомые образы, композиционные решения и тут шевельнётся в памяти нечто давно забытое, но помогающее увидеть "новое" в "обыденном"...   



Подтверждение сказанному я получил лет через 30, когда эти воспоминания всплыли как бы с новой силой и названные события, впечатления детства дали "всходы" в виде  собственных изделий из дерева. 



Однако, только ли они? Что ещё повлияло на мой выбор?



Все мы - родом из детства… 



Сказки, прочитанные усталым маминым голосом, скорее - для "ускоренного" засыпания любимого чада или чтоб "не приставал" - разве они ушли бесследно?!



А собственные бесконечные наблюдения и открытия?



…Невольно вспоминается, как, не выпуская из озябших рук обломок сосновой коры, подправляя и снова опуская его для пробы в еще слабый мартовский ручеек, только пробивший себе путь в ледяной корке, пытались мы с ребятами создать корпус "корабля" наиболее "правильной" на наш взгляд формы. Такой - чтобы плыл ровно, а не вертелся волчком и не бился, то кормой, то носом, о ледяные берега. И паруса из сигаретной фольги делали и руль из обломка лезвия… 

Но из того же куска коры порой получалось совсем не то, что задумывалось вначале. Вдруг, благодаря получившемуся от чрезмерных усилий случайному сколу материала, сам собой появлялся неожиданный профиль. И тут же забывая о том, что пару минут назад автор пытался вырезать корпус кораблика, он начинал работать над новой, захватившей его идеей, стараясь "усовершенствовать" то, что получилось случайно.  Иногда, правда, происходившие в подобных ситуациях срывы ножа, заканчивались глубокими порезами… Но когда и кого это останавливало?! 



…Неожиданные образы возникали при взгляде на неровную кромку льда у речного берега, на завалы убранного с дороги на обочину снега. На облака. Это было особенно интересно, потому что образы получались динамичные, они плыли, видоизменяясь на глазах, превращаясь из великанов в каких-то диковинных животных, в манящие к себе сказочные горные пейзажи или уходящие вершинами в поднебесье замки. Порой голова какого-нибудь чудо-зверя выглядывала из, казалось бы, безнадежно запутанной паутины сучьев в заросшем невесть, чем соседнем овраге. При ближайшем же рассмотрении оказывалось, что это всего лишь полусгнившие останки какой-то коряги, превратившиеся в результате игры светотени и фантазии юного наблюдателя в сказочного монстра. 





А кого ни разу не завораживала радужная симфония масляных разводов в луже? 



Бывало, занятные очертания угадывались при взгляде на нечаянную кляксу в тетради. Как это здорово, - мы еще имели возможность, оставив непрошеную кляксу, "размазать" и рассмотреть её! Нынешние шариковые или гелевые авторучки, если даже протекут, то позволят лишь перемазаться с ног до головы. На банальную кляксу они, увы, не способны…

 

Да мало ли, что еще могло пробудить неожиданные ассоциации?! 



Главное, что происходило это, всегда - вдруг, как бы исподволь, когда занят ты был совершенно иным, нередко вполне серьезным делом. Во время урока, например. Или когда, выполняя поручение мамы, бежал в магазин за хлебом. Каждый раз это было случайно и удивительно. Остро! Иногда оглушало своей неожиданностью - по меткому выражению Михаила Анчарова, - как «беззвучный взрыв» внутри... 



Сам увиденный образ потом мог забыться, но ощущение неожиданной прелести, "штучности" таких открытий оставалось внутри надолго - это было как подарок свыше: ты хотел увидеть и тебе открылось!..



Кто-то из молодых тогда бардов, если не ошибаюсь, Вадим Егоров, писал:



Вы умеете дышать солнцем?

А разгадывать комет ребус?

Вы умеете глотать сочность 

Голубого как вода неба? 

Видеть лешего в замшелости сучьев, 

Свить веревку из закатных лучинок 

И вскарабкаться по ней к тучам?

Не умеете?! Давайте учиться!



(Приводя эти запавшие в память строки, могу где-то ошибиться, поэтому заранее прошу извинить за возможные неточности). 



Кто бы мог подумать, что полученные в детстве нетвердые навыки распознавания причудливых образов в сколах коры, в нагромождении комьев снега на обочине, в изгибах веток или переплетениях корней, реализуются как ответ на это "приглашение" учиться "видеть лешего в замшелости сучьев", и окажутся востребованными спустя много лет. 



Подобные мимолетные впечатления просто не осознавались тогда, были чем-то само собой разумеющимся, частью процесса знакомства с окружающим миром… И, одновременно, - свидетельством внутренней свободы. Впрочем, об этом тоже не думалось, поскольку недостаток внутренней свободы начинаешь ощущать, лишь осознав собственную закрепощенность, почувствовав тиски разного рода "условностей", "ожиданий", "традиций", "правильностей"... 

* * *

Как происходит творческий процесс? 

Это глубоко индивидуально для каждого из нас. Не говоря уже о том, что существует два основных подхода к работе. 

Кто-то в своих исканиях идёт «от образа», то есть, заранее решает, ЧТО именно он хочет вырезать. Определяется с размером, общими формами, материалом будущего изделия, делает наброски, эскизы, выполняет другую подготовительную работу, и, наконец, подбирает необходимый материал. 

Другой - наоборот, идёт «от материала»: вначале находит заготовку - фрагмент корня, нарост на дереве, просто брусок, с которым и работает: изучает особенности, ищет детали, которые дадут толчок работе воображения, помогут сформировать образ будущего изделия. Затем, при необходимости, подбирает т.н. вспомогательный материал, который поможет в дальнейшей работе над образом: фотографии, описания, рисунки и т.д…

 Первый - обычно считается более "профессиональным", классическим, что ли. Его результат хорошо прогнозируем, предсказуем, нередко, при наличии специально разработанной технологии может быть продублирован. 



Второй - более стихиен, субъективен, "капризен", предоставляет большую свободу творчества, ему присущ элемент "случайности" (которая, как известно, есть "непознанная закономерность"), меньше возможностей для повтора, штампа… 

Какой выбрать?



Я использую оба варианта, чаще - последний.



От чего зависит успех? Можно лишь попытаться заметить какие-то (впрочем, довольно зыбкие), закономерности, которые способствуют или, наоборот, мешают работе. 



Для меня фактором, помогавшим созданию творческого настроения, всегда была поэзия и, как одна из её ипостасей, - авторская песня, романс. Особенно это относится к творчеству Юрия Визбора. Именно Визбор, с одному ему присущими неповторимыми интонациями, пробуждавшими какое-то особое, глубинное чувство тихой светлой грусти и чего-то еще, что трудно выразить словами, сам того не зная, очень помогал мне в работе. Многие мои фигурки в значительной мере обязаны своим появлением его голосу, его интонациям, состоянию, возникавшему под влиянием его творчества. Позднее я обнаружил, что близким эффектом обладают, во всяком случае, в моем восприятии, голоса Вадима Козина, Александра Вертинского, Евгении Смольяниновой... 



Иногда созданию необходимого душевного настроя очень помогали стихи замечательного русского поэта Николая Рубцова. 

Помните?



"Размытый путь и вдоль - кривые тополя,

Я слушал неба звук. Была пора отлёта.

И вот я встал и тихо вышел за ворота, 

Туда, где простирались мокрые поля…", прошу извинить за неточности, цитирую по памяти. 



Внутренняя гармония поэзии, исполнительское мастерство, искренность интонаций, отвлекали от бесконечной сутолоки повседневных проблем, создавали настроение умиротворённости, созерцательности, что способствовало пробуждению творческого созидательного начала (заключенного внутри любого человека, в чём я глубоко убежден). Происходила какая-то внутренняя перестройка, гармонизация. Ты словно впитывал какую-то часть бесконечной теплоты, содержащейся в чужом творчестве. 



То, что еще час назад мельтешило в сознании, отвлекало, порой угнетало своей мелочностью и никчёмностью, мешало вернуться "к себе", как бы размывалось, растушевывалось, отходило на второй план. На поверхность же выступало главное - сопричастность к тайне бытия, к единству всего сущего, частью которого мы являемся… 



Появлялись и исчезали навеянные одновременно музыкой и формой (природными изгибами поверхности рассматриваемой заготовки) образы, менялись ассоциации, перед внутренним взором проходили, вновь возникали и, перетекая друг в друга, сменялись совершенно незнакомые творческие идеи… Нередко они обретали вдруг индивидуальные черты будущего изделия… (помните, как тот плавник у рыбки?). Тихонько крутилась магнитофонная кассета… Очередная песня заканчивалась, а в мыслях продолжали звучать наиболее запавшие в душу строчки… Звучала следующая и все повторялось… 



О чем это я? И какое отношение всё это имеет к резьбе? 



Да о том, что все то время, пока я слушал или просто вспоминал полюбившиеся строки, руки как бы сами выбирали нужный инструмент, "доводили" на ремешке, смазанном пастой "ГОИ", притупившийся резец, САМИ удаляли из материала "лишнее" и вовремя останавливались, когда было достаточно - словно кто-то невидимый без моего участия безошибочно управлял ими. 

Или - пальцы неторопливо поворачивали разными сторонами выбранную заготовку, глаза пассивно рассматривали её…  И вдруг неожиданно, как тогда, в детстве, происходил "тихий внутренний взрыв": "Вот оно!!!" Вот то, что было зашифровано природой в этом невзрачном комочке древесины!  Впадины, выпуклости, полоски волокон на поверхности заготовки, напоминающие папиллярные узоры, еле заметные точки и изгибы этих линий - всё это вдруг непостижимым образом складывалось в живущий своей собственной жизнью образ будущей фигурки...  

Это состояние тяжело описать, ещё трудней объяснить, но те, кто его испытывал, без труда поймут о чём идёт речь…



Иногда этот момент становился началом новой работы. Иногда - нет. 



Такой своеобразный "ритуал" приглашения Музы к сотрудничеству не всегда давал желаемый эффект именно потому, что закончившись несколько раз удачно, он становился подспудно ожидаемым, желанным. А как раз этого ни в коем случае нельзя было допускать, ибо ожидание, как известно, закрепощает, формирует блоки, толкает к стереотипам,лишает чувства внутренней свободы, без которого любое творчество невозможно в принципе. 

Бывает, что вынужденные перерывы в работе длятся очень долго, иногда - годами. Далеко не всегда удаётся настроить себя на необходимую волну - вдохновение редко бывает подвластно нам, оно как кошка "которая гуляет сама по себе": показалась, но вдруг раз - и… что-то "отпугнуло", прошло мимо… Значит, не был готов.... Или - помешало что-то внешнее, случайное, непрошеное - нещадно и тупо разрушившее ту хрупкую скорлупку гармонии, которая бережно сохраняет изначальный импульс, искру - основу жизни любой творческий  идеи. Удастся её не потерять, донести до инструмента, до рабочего места, обратить в материал - победа! Не удастся - горькое разочарование, отчаянье, досада... И тягостная пустота безвозвратности! Скольким работам (и не только моим) не суждено было состояться из-за чьего-то недоброго слова, интонации, информационной и эмоциональной суеты!.. Только не прими, читатель, эти слова за "сетования" по поводу собственных творческих неудач... они, скорее, - предостережение! Предостережение - нам и тем, кто рядом с нами. Берегите вдохновение, оно может не вернуться!.. 



Однако я отвлёкся...



…На выставках посетители часто задают вопрос о том, сколько времени уходит на изготовление одной фигурки. Когда же слышат в ответ, что на одну работу ушло несколько вечеров, на другую - месяцев, а на некоторые 4, 6 или, например, 8 лет, начинают недоверчиво посматривать на автора, полагая, что их разыгрывают. Между тем это действительно так! 



Дело в том, что когда перед тобой готовое изделие, его трудно с чем-то спутать, и как-то не задумываешься о том, что прежде, чем оно стало собой, прошел длительный и зачастую непростой процесс отождествления, узнавания в кусочке древесины того самого единственного образа. 



Разумеется, сказанное не означает, что все эти месяцы или годы автор сидел и непрерывно размышлял: что бы этакое смастерить из данной конкретной заготовки... 



Внутренняя работа происходит подспудно, но отнюдь не безучастно со стороны резчика! 



Очень полезно, например, периодически просматривать различные иллюстрации, картинки, рисунки, фотографии; бывать в местах, где есть возможность наблюдать природу, людей, животных; учиться подмечать характерные детали внешности, особенности поведения, позы, динамику движения, стараясь увидеть и запечатлеть в памяти как можно больше индивидуальных черт, признаков различных объектов…  



Например, для того, чтобы иметь возможность наблюдать пластику движения рыб, я одно время держал дома аквариум, где жили несколько видов рыбок, в т.ч. жемчужные гурами, лялиусы, и другие лабиринтовые (называемые так за особый аппарат для дыхания, позволяющий им дышать атмосферным, а не растворённым в воде, воздухом). Для того, чтобы лучше рассмотреть птиц, животных, насекомых, листья, цветы и т.д. - занялся фотографией, что постепенно переросло в самостоятельное серьёзное увлечение, которое помогает по-новому увидеть мир (фотографии при желании можно посмотреть здесь http://finder1.gallery.ru/) 



Ничего нового в этом нет. Во многом именно из этого - стремления научиться видеть, постоянно развивать своё внимание,  и состоит жизнь человека, стремящегося тем или иным способом отображать окружающий мир через призму своего творчества.



…Заготовка может нетронутой лежать среди прочих и извлекаться на свет раз в месяц, а то и в год… 



Иногда очень эффективным оказывается "отпустить вожжи" и постараться совсем забыть о ней, чтобы потом, спустя достаточное, как правило довольно продолжительное время, снова достать её и просто дать взгляду возможность скользить по материалу, словно в первый раз… И однажды наступает тот самый момент, когда, например, столько лет "прятавшиеся" в заготовке "Совята" http://finder1.gallery.ru/watch?ph=nLa-zT46 , буквально "выклёвываются" из неё и остаётся только недоумевать, как же это раньше не было увидено? Ведь все эти 6 лет (!) они спокойно "сидели" и ждали своего часа... 



Возможно, кому-то потребовалось бы на это гораздо меньше времени, кому-то - больше. Да и "решение" заготовки вполне могло бы быть (и, скорее всего, было бы) совершенно иным, поскольку основывалось бы на ассоциативных связях, навыках и возможностях другого человека, которые для каждого из нас индивидуальны. Можно ли исключить из общего времени, затраченного на изготовления конкретной фигурки, время, потребовавшееся на "узнавание" образа? Разумеется, нет. 



Кто-то возразит, что подобный подход - "от материала" - слишком непрактичен и не способен обеспечить даже относительно стабильный заработок. Полностью согласен. Но для меня работа с деревом никогда и не была средством получения материального дохода. Скорее - внутренней потребностью, средством творческого самовыражения… 

Хотя, самовыражение ли это, если пытаясь разгадать очередную заготовку, я сам не имею порой ни малейшего представления о том, что из неё получится? Решение часто приходит откуда-то "изнутри", где причудливо и прочно переплелись "волокна" самой разной информации, полученной в разные периоды жизни, начиная, вероятно с самого рождения... Когда же образ найден и остаётся  лишь помочь ему проявиться, как бы "вытащить", "извлечь" его наружу, я часто искренне удивляюсь тому, что, оказывается, умеют делать руки. 



Вся штука в том, чтобы суметь довериться им... 





P.S.

Этот материал был опубликован по адресу http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=401, где тема получила некоторое продолжение и следующее уточнение в ответ на поступившие отзывы:

Сергей и Михаил!



Благодарю вас за отзывы. Мне, безусловно, важно знать мнение читателей, тем более не «посторонних» людей, а мастеров, не понаслышке знакомых с вопросами, о которых говорится в статье. Рад, что нашел единомышленников, которые откликнулись, что удалось доставить вам несколько приятных минут. 



Михаил, то, что Вы в процессе работы утрачиваете чувство времени - верный признак того, что благодаря работе с деревом Вы чувствуете себя счастливым человеком. smile С чем Вас от души и поздравляю!



Ваши слова: «Правда, я работаю по первому варианту творческого процесса по Вашей классификации. Предлагаю перейти в этот режим творчества и Вам», - свидетельствуют о том, что я, очевидно, не вполне удачно сформулировал свою мысль по поводу «ожидания Музы», поскольку «первый вариант» - вариант «от образа» - не совсем мой. Он больше подходит к моим литературным опытам, когда действительно изначально необходимо четко представлять себе, о чем пишешь. 



С деревом у меня (за крайне редким исключением) - по-другому. И, должен заметить, не только у меня…



На Странице Вашего тёзки - Мастера Михаила Ильяева в аннотации к документальному фильму «Резчик» из цикла «Мастера» есть такие слова:

«Сначала он использовал дерево как материал, и только потом догадался – с природой нужно соавторствовать. «Природа уже родила этот образ, и мне остается чуть-чуть добавить…» или «убрать все лишнее»… 



На мой взгляд, они содержат исчерпывающий ответ Михаила Ильяева на вопрос о приоритетах в определении подхода: «от образа» или «от материала» - относительно не только доведения созданного природой образа до логического завершения в конкретном изделии, но и обнаружения его в материале. 



Я не профессиональный резчик, и, определяя свой собственный подход, руководствовался, как Вы совершенно справедливо заметили, «своим состоянием равновесия», делая это, особенно на первых порах, скорее интуитивно, чем осознанно – впрочем, состояние равновесия, наверное, и определить-то можно по-настоящему только интуитивно (не случайно в восточной традиции действие человеческого ума, разрываемого уймой противоречий, нередко именуют «играми разума» и для наглядности образно сравнивают с хаотичным поведением «скачущей обезьяны»). 



Немалую роль в том, что в последующем я утвердился в правильности выбранного подхода, сыграла и попавшая в мои руки книга «Лес и мастерская» (Алма-Ата, «Кайнар», 1986) Евгения Васильевича Курдакова – уникального, многогранного в своих талантах человека, к сожалению уже ушедшего. Более подробную информацию о нём можно получить в Инете по адресам:

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project911/index.htm

http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1240.htm

http://prostor.ucoz.ru/publ/18-1-0-92

http://www.aaa.kz/200404_17.htm

http://www.ukg.kz/club3_5.htm



Или просто набрать в поисковике Яндекса его данные… 



Курдаков позиционировал себя не как «резчик» в традиционном понимании этого слова, а как «флорист», что, согласитесь, мало отвечает современному взгляду широкой аудитории, включая и многих резчиков-профессионалов, когда речь идёт о человеке, держащем в руках «кусок дерева и резец». В первую очередь в таких случаях говорят о «резчике», о «резьбе». При этом мало кто задумывается о значении терминологических нюансов для понимания сути явления. Согласитесь, слово «резьба», определяемое, как «делать посредством вырезывания», «наносить на гладкую поверхность рисунок при помощи режущих инструментов», содержит в себе некий «агрессивный», что ли, элемент, определённый налёт «насилия» резчика по отношению к материалу. Для флористики же (по Курдакову) характерно «…достижение гармонии путём тонкого следования, потакания материалу…). Разумеется, без резьбы и здесь не обойтись, но (психологически) образ не «привносится из вне», а как бы «освобождается» из материала, будучи обнаруженным в нём по ориентирам, намёкам, данным самой природой. 



«Творческая кухня» резчика, основой которой во многом является решение вопроса «о подходе», по большому счету мало кого интересует, кроме самого мастера. Зритель судит по работам: нравится – не нравится, что, в свою очередь, основано на его внутренней готовности к восприятию той или иной работы, и тех слоях его внутреннего мира, которые задействуются в данный момент. (Это относится не только к дереву, а к т.н. «предметам искусства» вообще). При этом не многие могут сформулировать для себя вопрос: почему? Не говоря уже о том, чтобы попытаться на него ответить. Если бы это было не так, то прилавки на всевозможных выставках-продажах, ярмарках, художественных салонах и т.п. в гораздо меньшей степени были бы завалены китчем, такие работы просто старались бы не покупать. А нет спроса, как известно, - нет и предложения… Я, разумеется не имею в виду работы выставленные на сайте, но Вы наверняка не раз бывали в подобных местах и видели чем там торгуют, что, согласитесь, не может не огорчать… Но я отвлёкся…



В книге «Лес и мастерская» Курдаков пишет: «Узнавание (природного образа в материале, А.Ч.) через сходство происходит из общечеловеческих, глубинных основ: в каждом заведомо в большей или меньшей степени заложены зачатки воображения и фантазийных способностей. Развить способности, постепенно выходя за границы общедоступного узнавания-отождествления, и есть одна из важнейших задач флористики, из которой и вытекает следующее условие развития человеческого воображения: интеллектуальное самообогащение. Чем может окружить себя флорист для этого? Очень многими источниками. От них идёт накопление знаний, обогащение внутреннего мира. По закону прямой отдачи ни одна фантазия не выходит за рамки накопленного. Мало того, само видение человека зависит от качества этого запаса. «Скажи мне, что ты видишь, и я скажу, кто ты есть», эта перефразировка… довольно точно определяет суть явления.



В некоторых странах практикуется тестирование по системе Роршаха. Испытуемому предлагаются в определённой последовательности карточки с особенными размытыми пятнами, и по тому, что он в этих пятнах различает, составляется довольно точная картина интеллекта и даже характера. Это испытание, научно обоснованное и проверенное практикой, уже не гадание на кофейной гуще, а довольно точный определитель творческих способностей того или иного человека…». 

Вероятно профессионалу, для которого занятие резьбой – основной род деятельности и источник средств к существованию, такой подход покажется малопродуктивным. Но он, убеждён, будет не бесполезен для профессионального роста того же мастера именно как художника… Истина, как ей и положено, обычно лежит где-то посередине…

Желающие могут ознакомиться с отзывами и деталями обсуждения по указанному адресу…

 

 

 

Категория: Александр Чураков | Добавил: АлександрЧураков (03.07.2018) | Автор: Александр Чураков E
Просмотров: 6302 | Комментарии: 5 | Теги: флористика, резьба, творчество | Рейтинг: 4.8/110
Всего комментариев: 5
5 Andruxa1977   [Материал]
Друзья, а все же хорошо когда есть что вспомнить, потом через время с другими об этом поделиться. Спасибо автору.

3 Тутси   [Материал]
Интересно. Если бы не эта публикация, наверное, никогда бы не вспомнила свою детскую деревенскую работу по дереву. Вырезала кораблик. Точнее, выдалбливала. Не особо получилось, и река, как и память, унесла его слишком быстро.

Никогда не поздно вернуться... )

0
1 АняЧу   [Материал]
Ничуть не удивлена. Как говорится - талантливый человек талантлив во всём!
Какие еще сюрпризы вы еще прячете от нас?  smile Невольно вспоминаются слова из одной песенки: "А вообще-то я Бэтмен!"  peace

Спасибо за добрые слова, Аня!
Попытаюсь ответить на Ваш вопрос следующей публикацией smile

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024